С середины апреля находящаяся на крайнем севере Мурманская обл. прочно обосновалась на втором месте после столицы в списке регионов РФ по числу инфицированных коронавирусом на тысячу населения.
На 741 тыс. жителей мы имеем сегодня 2416 случаев. И это при нашей удаленности от основных транзитных путей и низкой плотности населения.
Столь угрожающую статистику дает нам, как многие знают, стройка крупнейшей частной газовой компании страны, ПАО "Новатэк", в поселке Белокаменка. Там, в центре строительства крупномасштабных морских сооружений, трудятся более 10 тыс. человек из России, Узбекистана, Киргизии, Турции, Сербии и др. республик. Будучи главной надеждой области на переход всей теплоэнергетики с мазута на сжиженный газ, стройка с начала апреля неожиданно становится ее серьезной головной болью.
В те дни появляются первые данные о большом количестве предварительно положительных тестов. Ряд изданий, в т. ч. сетевой журнал «7х7», позже напишут о скученности людей в комнатах и невозможности обеспечить нормальную изоляцию и лечение.
В итоге, по официальным данным на 11 мая, мы имеем здесь 2045 инфицированных.
А теперь оцените ситуацию; возле большого, почти 300-тысячного города, на другой стороне залива, в получасе езды от городского моста через него, находится закрытый поселок, где каждый день выявляются десятки и даже сотни инфицированных среди примерно 10 тыс. временно там проживающих. Как справиться с таким очагом? Понятно, что заболевших надо определять в больницы, но как быть с контактами в этих условиях? И с теми, кому положено быть на изоляции после приезда сюда и перед возвращением на родину?
13 апреля 219 таких работников определили в одну из центральных гостиниц г. Мурманска. Неожиданное, если не сказать опасное, решение. И опасность эта подтверждается довольно скоро. 25 апреля выявляется семь предварительно положительных тестов среди тех 495 работников, которых за пару дней до этого вывезли в Самару и Екатеринбург. Об этом написал в своем Instagram губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
На этом этапе, судя по всему, переговоры с гостиницами прерываются, а главный санитарный врач области в тот же день, 25.04, подписывает постановление регионального Роспотребнадзора №11.
Помимо мер по контролю за здоровьем работников, в нем в срок до 15 мая предписано возвести три новых общежития для персонала ООО "Велесстрой", подрядчика "Новатэк". Именно среди его работников (это ок. 3800 чел.) и начиналась эта вспышка. К слову, 7 мая уже открылось второе из них вместимостью 150 человек.
В довершение к этому 2 мая в Мурманск приходит круизный паром "Принцесса Анастасия", вмещающий до 2500 пассажиров, который в мирные, довирусные времена курсировал между столицами Скандинавии и Санкт-Петербургом.
Во всей этой истории, которая только начинает разворачиваться по-настоящему, важно то, как региональные власти поведут себя далее. Губернатор области Андрей Чибис уже получил в свой адрес немало резкой критики.
Стесненные условия проживания вахтовиков, появление работников в поселках и самом Мурманске после введения на стройке карантина (31.03) и режима ЧС (11.04) и, наконец, их заселение в гостиницу "Моряк" - это неполный перечень претензий к нему.
Впрочем, чтобы полнее увидеть работу властей, есть смысл посмотреть рабочие совещания и брифинги губернатора с журналистами. Благо они проводились в прямом эфире и выложены в свободном доступе на его странице «ВКонтакте». Смотрим брифинг 1 мая. Речь идет о том, насколько углубленно проходит тестирование рабочих Белокаменки, о планируемом размещении их на пароме, об установке новых коек и аппаратов ИВЛ в городских больницах и т. д.
Трудно спорить, что такие меры, если удастся их выполнить, оставляют надежду на нормальный исход.
И данная статья, на самом деле, как раз об этом. О нашей надежде на то, что мы не только пройдем эту историю без потрясений, но и не станем в глазах всей России предметом для опасения. Каждый год нам с детьми нужно выезжать на юг. А югом для нас является вся территория России, начиная с Карелии, коль скоро другие страны в этом году под большим вопросом. Вряд ли где-либо будут рады гостям из более зараженных мест.
Между тем еще на одном из российских вахтовых предприятий возникла ситуация, столь похожая на нашу, что трудно удержаться от сравнений.
Принадлежащее "Газпрому" Чаядинское нефтегазоконденсатное месторождение в Якутии имеет такое же количество рабочих, первые положительные тесты там тоже появились в первой декаде апреля. Был сформирован штаб, введен карантин, но 27.04 происходит стихийный митинг рабочих, недовольных условиями жизни.
2 мая появляется тревожное сообщение РИА «Новости» о заражении там большого количества человек. Однако, как пишет «Новая газета», вечером того же дня пугающая цифра исчезает из Telegram замглавы оперштаба Якутии Ольги Балабкиной без уточнения причин. В те же дни туда прибывает аэромобильный госпиталь МЧС, а спустя неделю местные власти говорят о других, во много раз меньших цифрах.
Нам подобных статистических огрехов удалось избежать, а два грузовых «Ила» МЧС с пятью машинами мобильного госпиталя и медиками прибывают к нам уже 12 апреля. На совещании с Владимиром Путиным 28 апреля Андрей Чибис поднимает вопрос о том, что может понадобиться дополнительный госпиталь ведомства. И 11 мая президент дает указание развернуть его в срок до 20 мая.
При этом, спасибо медикам, больницы области нельзя назвать переполненными. По сообщению ГТРК «Мурманск» вечером 6 мая, специальный коечный фонд у нас в два раза больше рекомендуемого.
Добавлю, что в самом Мурманске общее кол-во инфицированных на сегодня 53 человека.
Апатиты и Кировск, где ситуация похуже, сейчас закрыты. Там идет детальное тестирование всех контактов.
То есть работа продолжается, помогают все крупные предприятия и единый волонтерский центр. Сохраняется масочный режим. Ведь носить маски - это прежде всего не заражать других, когда имеешь вирус, сам того не замечая. Это - про заботу и уважение не столько к себе, сколько к окружающим. А если бы эти маски еще и раздавались, давайте помечтаем, то это было бы и про уважение государства к гражданам.
Так что пусть не очень опасаются принимать нас этим летом южные края. Понимая, что основные трудности впереди, здесь стараются выровнять ситуацию и поддержать доверие к своей области как к региону, который с самого начала не замалчивал свои проблемы.