С 1965 года Дню Победы придали официальный статус, а через десять лет с большой помпой отмечали 30-летие уже Великой Победы. Главным победителем назначили тогдашнего генсека Леонида Брежнева. На главной площади Тамбова собрались фронтовики, увешанные в основном послевоенной юбилейной насыпухой, которую они сами же называли "иконостасом". Пионеры дарили им цветы, ветераны улыбались, сверкая зубными протезами. А в стороне одиноко стоял старик на грубом самодельном деревянном протезе в стареньком двубортном пиджаке, на котором слезой дрожала единственная медаль «За отвагу». Получил он ее, подумал я тогда, в обмен на оторванную ногу. Пионеры к нему не подходили, уж очень непраздничный вид был у старика. Почти полвека прошло с той поры, но до сих пор корю себя, что не подошел к тому старику, не поговорил с ним.
В 2015 году власть, не имея никакого отношения к победе в той войне, окончательно приватизировала народный праздник, превратила его в свои именины, в день государственного самолюбования, в скрытую апологию сталинского режима. Длинноногие сыкухи вырядились в солдатские гимнастерки и модельные пилотки несоветского образца, дородные мамаши напялили на детей военную форму, усадили их в коляски а-ля Т-34… И пошло-поехало!
В тот год на каком-то уличном мероприятии ко мне подкатил ряженый толстомордый казак в синем милицейском мундире, увешанном крестами, диковинными медалями и прочими цацками, и с навязчивостью цыганки предлагал мне надеть георгиевскую ленточку. Он знал меня, имел представление о моих убеждениях, поэтому предложение сопровождалось глумливым подтекстом: мол, надень, продемонстрируй свой патриотизм, и мы, казаки, простим твой либерализм. Пришлось послать его подальше и указать куда ему следует засунуть свои цацки. Ряженый впал в восторг: вот они, либералы, Россию и ее великий народ не любят, нашу Победу оскорбляют. При этом он, похоже, считал себя эталонным представителем русского народа, победителем. И с какого перепуга георгиевская ленточка вдруг стала символом победы?
Как рассказывал мой школьный учитель, фронтовик Михаил Васильевич Гладышев, арестованный в 1947 году, отсидевший в сталинских лагерях 7 лет, в конце войны среди молодых офицеров бродили настроения «сбрить усы со Сталина», а крестьяне, ставшие пахарями войны, мечтали о роспуске колхозов.
Не случилось. После войны победители вернулись в колхозный ГУЛАГ. Все в мире происходит медленно и неправильно.