"Бочку дегтя" в нашу жизнь добавил импортный коронавирус. Ничего не поделаешь - високосный год без "подарков" не обходится. Недавно Дмитрий Медведев заявил: коронавирус сделает определенные коррективы, некоторые профессии уйдут в небытие, появятся новые... Насколько помнится, "медведевские новации и коррективы" выходили как-то "боком" нашему народу и люди снова напряглись в ожидании этих корректив, вновь замаячил призрак безработицы и ухудшения ситуации на рынке труда. Немного статистики по ситуации с безработицей в Марий Эл на 1 марта 2020 г.
В январе-феврале 2020 г. в ЦЗН в целях поиска работы обратились 2311 чел. Поставлены на регистрационный учет 1214 безработных граждан. Численность безработных состоящих на учете - 2563 чел. Потребность в работниках заявленных работодателем в ЦЗН на 1 марта - 4310. Увольнения произошли на 28 предприятиях РМЭ. Численность уволенных на данный период - 114 чел. Из общего числа уволенных только 35 чел. были трудоустроены. А услугами "биржи" воспользовались лишь 49 чел. Вряд ли ситуация улучшится в мае-июне, государство не гарантирует право на труд и многих это устраивает. Люди обленились и разучились работать. Кого-то устраивает пособие, а кто-то надеется до пенсии просидеть на шее родителей.
По разным причинам люди становятся безработными. Сокращение штатов, банкротство предприятия, низкая зарплата, недостаточность квалификации и другие причины. И если человек соответствует требованиям ЦЗН, его ставят на учет с перспективой переобучения и подбора подходящей работы по новой профессии. Но это как вариант. Слово "безработица" прочно вошло в наш быт.
Как известно, источником всех материальных благ для человека является труд. "Право на труд" дает человеку уверенность в завтрашнем дне и это является важнейшей характеристикой жизни человека. Многие помнят, в СССР "право на труд" гарантировалось как Конституциями 1936 и 1977 годов, так и практикой государственного управления народным хозяйством. Было даже такое - если человек не устраивался на работу более 2-х недель, его брал на учет участковый милиционер. (Сам подвергался). Это был хороший стимул.
В сталинской Конституции 1936 г. труд был гарантирован, хотя есть упоминания о безработице, с которой обещали бороться. В брежневской 1977 г. уже нет слов о безработице и гарантируется не только труд, но труд по специальности, которая есть у человека. А в ельцинской Конституции много красивых слов про труд, но он не гарантируется. В предложенных изменениях к действующей Конституции предложено гарантировать МРОТ не ниже величины прожиточного минимума. Право на труд и достойную зарплату лишь декларируются устами депутатов, но мы помним "едросовское дерби", их упорное непринятие "прогрессивной шкалы налогообложения". Бывший премьер сказал, как отрубил: "Денег нет! Но вы держитесь", - хотя очевидно, что врал. Видим, какие огромные деньги идут на войну с пандемией. Нынешний: "Продержались - заплатите налоги". Ни законодательная власть, ни Конституция с поправками, ни Путин, ни Евстифеев со Смирновым не защитят рабочего от унизительного положения на фоне бедности, нищеты и безработицы, растущих по экспоненте. Они - сами по себе. Но для предприимчивого человека, обдумывающего свою жизнь, выход и положительные примеры есть. Об этом завтра, это только подводка...
Продолжение следует.