Ко Дню радио (тоже сталинский праздник, ну да ладно) вспоминаются, конечно, поднадоевшие разговоры про Попова и Маркони, и у меня по этому поводу бывает недоумение: в чем вам выгода, если вы заявите, что условное радио изобрел условный Попов, а не ихний Маркони.

(Нет, я вовсе не против стремления людей установить историческую цепь событий, наоборот - без этого никак, но это совсем другая тема).

В подобных случаях речь о другом: есть какой-то иррациональный, но сильный мотив заявить, что именно «не их Маркони, а наш Попов». Или наоборот. Но что вам-то с того будет? Ну вот заявят греки, что радио изобрел Попандопулос, и развесят кругом билборды и таблички об этом? У них вырастет ВВП? Им придут баснословные отчисления из корпорации «Дойче рундфунк»? У них пуще прежнего заколосятся виноградные лозы?

Предположим, мотив - тщеславие. О, это был наш Попандопулос, мы крутые! Но ведь очевидно, что среди окружающих племен это вызовет не дополнительное уважение, а насмешку: ха-ха, греки думают, что радио изобрел Попандопулос, а это же тот зубной техник, жена которого изменяла ему с Демисом Руссосом. А деньги на таблички и билборды только потрачены, вот и вся выгода.

Причем есть еще обратный мотив: доказать, что обязательно не Попов, а именно Маркони, и он тоже не совсем из любви к истине, а какой-то идеологический: вот эти сталинские совки какие мудаки, опять оклеветали благословенную западную цивилизацию и присвоили себе радио. А если оказывается, что радио изобрели и Попов, и Маркони (которые на том свете небось сейчас совместно распивают бутылочку доброго кальвадоса), то как-то получается неловко: ой, неужели никто не победил, как же так?

Короче. Я нежно люблю радио, для меня это - «Радио Свобода», «Бибиси», «Радио Люксембург», и к работе двух из этих трех радиостанций даже имел счастье не раз прикоснуться, и у меня там друзья и сильно уважаемые коллеги. А еще это темное архангельское утро, когда ты сонный собираешься в школу, а на кухне бодрячком поет радиоточка: «Так провожают пароходы, совсем не так, как поезда». А еще мама моя 10 лет возглавляла районное радио Устьянского района Архангельской области (в штате была она и техник), и каково это, когда твой голос узнает каждый житель окрестных поселков и деревень? И на «Эхе» у меня есть друзья и коллеги, как ни злюсь я на этого чудовищного Веника и как ни глуп этот торговец живой водой. Ну и просто у меня есть близкие друзья, отдавшие радио минимум полжизни.

Так что, давайте выпьем и за Попова, и за Маркони, и за неведомого нам зубного техника Попандопулоса. Неважно, кто изобрел радио. В данном случае - совсем неважно.

Оригинал