В Пензенской области с населением в 1 млн 300 тыс. в малом и среднем бизнесе занято 160 тыс. человек (данные на декабрь 2019 г.). То есть практически каждый восьмой.
При этом Пензенская область считается лидером в ПФО по плотности малого бизнеса, т. е. по количеству малых предприятий на тысячу населения.
По идее, зарплата у занятых в малом бизнесе должна быть выше средней за счет более высокой производительности труда. Но по средней зарплате Пензенская область лидером в ПФО не является. Налицо некий парадокс, это просто противоречит здравому смыслу.
Причины могут быть самые разные. Возможно, что чиновники, отвечающие за малый бизнес, мухлюют со статистикой. Возможно, в Пензенской области более, чем в других регионах, распространены «серые зарплаты». А возможно, что в Пензенской области более дешевая, чем в соседних регионах, рабочая сила. А возможно и одномоментное наличие всех вышеперечисленных факторов. А возможно, что и нет никакого малого бизнеса и весь малый бизнес это даже не миф, а блеф.
Смутные сомненья относительно того, что малый бизнес даже не миф, а блеф, зародились у меня уже давно.
И надо сказать, что в истории уже был момент, когда малый бизнес, что называется, «хватали за руку». Это когда в начале 2000-х при крупных предприятиях создавалось еще и 10–15 мелких и число малых предприятий на бумаге-то росло. Но такой малый бизнес был объявлен типа суррогатным, перегибы и перекосы на местах выправлены.
Это был пример явный. А вот и неявные примеры того, что малый бизнес, мягко говоря, не совсем тот, за кого себя выдает. Точнее, не тот, за кого его пытаются выдать некие заинтересованные лица (но о них в следующей статье).
Итак, вот такая инфа для размышления:
в Пензе закрылись ряд изданий, которые так или иначе работали на малый бизнес: «Биржевая газета», газета «Деловая Пенза», «Бизнес журнал» и журнал «Бизнес-клуб» (это я перечислил только СМИ, работавшие по 10 и более лет, но были еще и десятки СМИ-«однодневок»).
Было и с десяток общественных организаций, которые основой своей деятельности декларировали поддержку малого бизнеса. И они тоже канули в Лету. Сейчас ни СМИ, ни НКО, которые работали бы на малый бизнес, в Пензе просто нет. Да и в России их нет.
Почему-то малому бизнесу они оказались не нужны и неинтересны. Хотя, например, редакции большинства почивших в бозе СМИ сами по себе являлись субъектами малого предпринимательства. И, что немаловажно, отлично знали всю его кухню изнутри. И, несомненно, могли бы быть «за долю малую» быть полезными малому бизнесу. Но малый бизнес, в котором занято аж 160 тыс. человек, даже пальцем не шевельнул, чтобы их как-то поддержать.
И вот сейчас пришел черед помирать и самого мало бизнеса. Ну, во всяком случае, так прогнозируют многие общественники, эксперты, журналисты, политики, блогеры и т. д.
Вот только предсмертных криков самого малого бизнеса почему-то особо не слышно. Хотя, казалось бы, чего проще – крикнуть» «Спасите!» Ведь это раньше для того, чтобы докричаться до власти, приходилось и газетные полосы покупать, и эфирное время, было такое, приходили и платили.
Но сейчас-то – зайди в ФБ и ори сколько хочешь. По идее-то, 160 тыс. благодарных слушателей в одной только Пензенской области должно быть. Да, по идее-то. Но где, где эти крики души гибнущего малого бизнеса?
Я вот эти свои заметки разместил на паре ресурсов, ну и в ФБ в нескольких группах. Результат – полтора десятка лайков, пяток перепостов и практически полное отсутствие комментариев.
Может быть, пишу плохо и неубедительно? Может быть. Но другие-то вообще ничего не пишут. Я вот полазил по сайтам и форумам и не нашел практически никаких дискуссий по поводу дальнейшей судьбы малого бизнеса. Тема как-то не в тренде.
Да, есть масса стенаний и прогнозов общественников, экспертов, журналистов, политиков, блогеров. Вот только в дискуссии они не переходят, поскольку малый бизнес в них не участвует.
При этом я хочу еще раз напомнить о том, что писал в первой статье, в малый бизнес были влиты огромные средства – гранты, технопарки, бизнес-инкубаторы, льготные кредиты и налоговые преференции. 160 тыс. занятых в малом и среднем бизнесе в одной только Пензенской области, каждый восьмой.
И это все что – блеф?
(продолжение следует)