Руководителю Росрыболовства И. В. Шестакову

Уважаемый Илья Васильевич!

В России проживает около 410 тыс. представителей коренных малочисленных народов. Каждый из этих народов насчитывает менее 50 тыс. человек. Некоторые из них находятся на грани исчезновения, так как процессы урбанизации, ассимиляции, политические репрессии 1930-х годов, отсутствие иммунитета к обычным инфекциям уничтожили большую часть популяции этих и без того немногочисленных народов.

Для защиты этих народов законодательством Российской Федерации предусмотрен комплекс мер, направленный на их защиту, выживание и развитие. Так, в соответствии со ст. 69 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Эта норма конкретизирована в ряде нормативно-правовых актов федерального законодательства, в том числе Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 №82-ФЗ и Федеральный закон от 20.12.2004 №166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

В соответствии со ст. 2 указанного закона, одним из принципов организации рыболовства является учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 того же Закона, рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам и их общинами с предоставлением рыболовного участка или без его предоставления.

Таким образом, закон не содержит положений, в соответствии с которым представители КМНС могут осуществлять рыбопромысловую деятельность только в местах своего традиционного проживания.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона, порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Приказом Госкомрыболовства РФ от 11.04.2008 N 315 "Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" утверждены соответствующие Правила.

В соответствии с п. 5 данного Положения традиционное рыболовство осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

Таким образом, Положение содержит ограничение для осуществления рыболовства требованием, чтобы оно осуществлялось только в местах их традиционного проживания.

Между тем еще в 1861 году в России было отменено крепостное право.

В 1992 году в РФ был принят Закон РФ «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства». Данная норма в 1993 году была закреплена в Конституции Российской Федерации. Таким образом, требование к представителям КМНС, чтобы они могли реализовать свое право на добычу ВБР только в местах своего традиционного проживания, носит дискриминационный и антиконституционный характер.

Между тем приказом Сахалино-Курильского управления Росрыболовства от 17.04.19 №10-П6 жители Сахалина были исключены из числа пользователей ВБР в связи с тем, что по их национальности Сахалин не является местом традиционного проживания. Их национальный состав таков: 3 эскимоса, 2 гольда, 1 тофа.

Сообщаю о том, что в России проживает всего лишь 10 тыс. нанайцев (гольдов), 1738 эскимосов,  около 1000 тофа. Таким образом, эти народы малочисленны, нуждаются в сильной государственной поддержке, как в местах своего традиционного проживания, так и в местах нового расселения. Считаю исключение шести представителей эскимосов, тофа, нанайцев из числа лиц, имеющих право на доступ к ВБР, допущенное Сахалинско-Курильским ТУ Росрыболовства грубым нарушением прав человека.

На основании изложенного ПРОШУ:

  1. Внести изменения в приказ Госкомрыболовства РФ от 11.04.2008 №315 "Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в части исключения требования проживания на традиционной территории, как условие доступа к водно-биологическим ресурсам.
  2. Отменить постановление Теруправления Росрыболовства о лишении шести представителей КМНС доступа к ВБР.

Оригинал