22 апреля в прямом эфире подведены итоги конкурса Минтранса. Воронеж по программе льготного лизинга получит 56 новых газовых низкопольных автобусов большой вместимости.
Результат в целом положительный. О программе стало известно примерно полгода назад. Смысл ее в том, что федеральный бюджет субсидирует часть расходов на покупку автобусов. Они достанутся перевозчику не бесплатно, но со значительным дисконтом. Предложение очень выгодное. В чем минусы?
Во первых, Воронеж получит лишь треть от того объема, который он мог бы получить по максимуму. Конечная сумма была фиксированной, и в итоге количество городов расширили, уменьшив объем на каждый город. Но, учитывая пандемию, программу могли вообще отменить, поэтому даже 56 автобусов это хорошо.
Во-вторых, Воронеж не получит ни одного из 29 заявленных троллейбусов. Это, однозначно, плохо.
В-третьих, пока непонятно, какому конкретно перевозчику автобусы достанутся. Мы точно знаем, что это будет два магистральных маршрута, но не знаем чьи. В изначальной заявке, помимо муниципального предприятия, были и «Автолайн», и АТП-1, и ИП Очнев. Насколько я понимаю, маршруты до конца еще не определены, и здесь у муниципальных властей есть еще некоторое пространство для маневра.
Но надо понимать, что, маневрируя, придется строго соблюдать условия конкурса, так как контроль со стороны Минтранса будет серьезный. То есть если на маршрут идут данные автобусы, то других автобусов на этом маршруте быть не может, при снижении пассажиропотока не получится втихую запустить на этот маршрут газели. Также нельзя будет и переставлять один-два автобуса на другие маршруты.
Еще один важный момент - автобусы должны работать. Если, получив их, предприятие поставит их под забор, то федералы спросят и с мэра, и с губернатора. А самое печальное, что шансы на участие в подобных программах в будущем будут минимальны.
По-хорошему, новые автобусы надо отдавать муниципальному перевозчику, повышать долю муниципального транспорта и делать ВПТ образцовым предприятием. Но тут есть одна большая проблема. В последние годы Воронежпассажиртранс работает крайне неэффективно, долги предприятия растут, но самое ужасное - это обслуживание техники. Несколько лет назад ВПТ уже получили подобные газовые автобусы, и большинство из них стоят под забором без ремонта. Почему так произошло?
Я общался с водителями как ВПТ, так и других предприятий, и они рассказали мне много интересного. В частности, о том, что рабочая температура в системе в газовом автобусе около 100 градусов, а техники льют туда вместо тосола воду, чтобы сэкономить и продать тосол на сторону. При 100 градусах вода начинает кипеть, образуется накипь, система забивается и практически не подлежит ремонту. В итоге вместо нормальных 600–700 тыс. пробега автобус приходит в негодность при пробеге в 150–200 тыс. км. А водители коммерческих перевозчиков признаются, как за некоторую плату можно, заехав в муниципальное ПАТП, переставить хорошую запчасть с нового муниципального автобуса себе, отдав взамен свою старую. В итоге выходит, что у коммерческих перевозчиков 10–15-летние автобусы имеют лучшее техническое состояние, чем трех-пятилетние автобусы Воронежпассажиртранса.
Бесполезно, делая одни и те же действия, ожидать какого-то иного результата. Если новые автобусы отдадут муниципальному предприятию, то они вскоре также станут под забор, иначе там люди просто работать не умеют. Нужно увольнять всех до одного, с хлоркой и антисептиком дезинфицировать территорию и после этого нанимать на работу других техников, диспетчеров, руководителей, не имеющих связей со старой команды, а также жестко контролировать их со стороны мэрии, управления транспорта, общественников.
К коммерческим перевозчиком претензий тоже немало, у нас много любителей выключать ГЛОНАСС, самовольно менять класс автобусов, мухлевать с путевками и осмотрами врачей. Но они как минимум поддерживают технику в рабочем состоянии.
Я не знаю, какое решение примет мэрия, но очень надеюсь, что оно будет во благо горожан, а не чьих-то корыстных интересов.