Пандемия еще раз остро поставила вопрос о необходимости сокращения численности заключенных.

Несмотря на снижение численности заключенных в последние 20 лет более чем в полтора раза, тюрьмы до сих пор забиты кем угодно.

За примерами далеко ходить не надо. Например, ранее не судимый таксист Алмаз Конушбаев получил свои 9 лет за то, что его пассажиры, которых он считал бизнесменами и своими постоянными клиентами, совершили два разбоя. «Я не знал об их действиях и не был на месте преступления», - сто раз повторил суду и следствию Алмаз. «Но ты же их подвез», - сказал суд и дал Алмазу больше, чем обычно дают за убийство.

Вот уже полгода сидит в СИЗО ранее не судимый предприниматель Алексей Абдулин. Он якобы заплатил налоговому инспектору целых 45 тыс. руб. Якобы это была взятка. Ни следователя, ни суд не смущает то, что у Абдулина четверо малолетних детей, а он их единственный кормилец.

Таких без вины виноватых в нашей тюремной системе многие десятки тысяч. Я бы определил число жертв судебных ошибок и злоупотреблений в 10, а может быть, и в 15%. Их не половина, как утверждают многие горячие головы. Но очень и очень много.

Одним из возможных путей сокращения численности заключенных могла бы стать амнистия. Увы, пока что в обществе нет консенсуса на этот счет. А амнистия без консенсуса может вызвать совсем иные результаты, чем хотелось бы.

Комиссией №10 Совета по правам человека прорабатывались различные варианты амнистии. Например такой: освободить условно-досрочно тех, у кого наступил соответствующий срок и кто характеризуется положительно. Снизить на год наказание всем положительно характеризующимся осужденным. Остальным, кроме злостных нарушителей порядка отбытия наказания, снизить срок на полгода.

Есть и другие шаги для снижения численности заключенных. Например, перевести на домашний арест или еще более мягкие меры пресечения всех, кто привлечен за ненасильственные преступления и не причастен к деятельности орг. преступности.

Следует не просто возобновить условно-досрочное освобождение, но и применять его более активно, отбросив придирки: мол, 3 года назад в первую неделю заключения в СИЗО осужденный что-то крикнул в окно и без разрешения лег на кровать.  

Конечно, хотелось бы, чтобы в 2020 году состоялась амнистия. Тем более, что и Победе 75 лет, и Ленину - 150, и другие даты, наверняка, найдутся. 

И тем не менее амнистия – не самоцель. Мы должны помнить, что есть и другие пути проявления гуманизма и снижения численности заключенных, и не пренебрегать этими путями.

Оригинал