Facebook!
Интервью в режиме арцахлайн!
Виртуальный дискуссионный клуб «Мысль»!
«..им, может быть, интересно нищее население, которое думает не о свободе и переменах, а о том, что есть на ужин и как ребенка одеть в школу». Евгений Боровик, председатель ассоциации предпринимателей "Статус", член бюро совета ПП "Справедливая Россия" в городе Москве.
Арам Аствацатуров: Евгений, здравствуйте, благодарю вас за участие в виртуальном интервью, согласие ответить на вопросы о том положении малого бизнеса, в котором он оказался в результате мер, принятых для борьбы с эпидемией. И потому наша тема виртуального интервью так и названа — "Эпидемия и малый бизнес: как маска перекрыла дыхание". Евгений, а готов ли был малый бизнес в России к таким потрясениям, каков запас прочности малого бизнеса?
Евгений Боровик: Здравствуйте, Арам! Спасибо и вам за возможность высказать свое мнение о положении малого бизнеса России в это непростое время. Малый бизнес был абсолютно не готов к подобной ситуации. Подушки безопасности нет фактически ни у кого. В текущем режиме половина малых предприятий и ИП [индивидуальные предприниматели] жили от месяца к месяцу, а сейчас вообще «ахтунг». Причем как раз под угрозой и оказались предприятия МБ [малый бизнес] в первую очередь. HoReCa, аренда, туризм - именно в этих сферах работают более 70% малых предприятий. А так как запаса прочности нет, то еще месяц такого карантина — и МБ в России будет на пару лет парализован.
Эдвард Ковалерчук: Здравствуйте, Евгений! Что Вы можете сказать о государственной программе поддержки МБ в нынешней ситуации - существует ли она вообще? Если да, то что из себя представляет и как реально осуществляется? Как, с вашей точки зрения, должна осуществляться государственная поддержка МБ в кризисных ситуациях и каков должен быть механизм ее реализации?
Евгений Боровик: Здравствуйте, Эдвард! Как мы видим из сегодняшнего выступления Владимира Путина, государство по-прежнему делает акцент на помощь крупному, фактически дружественному, капиталу. Конечно, шаг вперед сделан, работники малых предприятий и ИП смогут тоже получить от государства хоть какую-то минимальную дотацию, но... Конкретно поддерживать малый бизнес власть точно не намерена. О помощи МБ можно забыть. А что нужно было вообще делать? В первую очередь нужно компенсировать за счет бюджета хотя бы 70% официальной заработной платы; далее — освободить предпринимателей от арендных платежей за муниципальное и государственное имущество на все время карантина; третье — заморозить все платежи по кредитам, т. е. принять Постановление об автоматической пролонгации всех займов и кредитов по уплаты процентов на срок «карантикул»; и наконец предприятиям из наиболее пострадавших отраслей - туризм, HoReCa и пр. — просто раздать деньги на поддержание штанов в зависимости о здекларированных доходов за прошлый год (хотя бы 30% выпадающих ежемесячных доходов), т. к. у МБ есть не только сотрудники, но и владельцы, которые рискуют гораздо больше в текущей ситуации, чем наемные сотрудники.
Арам Аствацатуров: Евгений, можно ли считать, что все принятые государством меры не способны решить неожиданно возникшие у МБ проблемы?
Евгений Боровик: Арам, конечно не все. Часть мер окажут, несомненно, поддержку. Но главный вопрос - фактическая реализация этих мер. В частности, по кредитованию малого бизнеса. Уже сейчас ко мне люди обращались с жалобой на то, что банки плевать хотели на беспроцентное кредитование ИП и турбизнеса. Прямо заявляют, что пусть в правительство жалуются.
Эдвард Ковалерчук: Евгений, не могли бы вы для большей конкретности описать проблемы малого бизнеса, связанные с ограничительными мерами в период эпидемии, на примере вашего собственного бизнеса, в частности в отрасли HoReCa? Есть ли отличия в системе поддержки индивидуальных предпринимателей в России от аналогичных программ в других странах, например в Литве?
Евгений Боровик: Эдвард, у нас как раз все оказались на передовой. Места размещения и сдача в аренду. Конечно, удар сильный. Фактически, мы оказались в ситуации, когда выступаем и как арендатор, у которого встал бизнес, и как арендодатель, у клиентов которого встал бизнес. Решения примерно одинаковые: договариваемся о рассрочке платежей, об уменьшении стоимости аренды. Все понимают, что если сейчас арендатор съедет, то нового не найти. Поэтому все заинтересованы договориться. Что касается европейских стран, то качественное отличие от России в том, что везде объявлен режим ЧС и государства выплачивают людям зарплату. В частности, в Литве каждый индивидуальный предприниматель получает по 250 евро в месяц, а наемные работники всех компаний, чья деятельность запрещена, - 70% зарплаты из бюджета. 3 млрд евро выделено на эти цели.
Дмитрий Петров: Евгений, есть ли у вас ощущение, что кризис специально усугубляется властью, чтобы обанкротить малый и средний бизнес и потом выкупить все по дешевке лояльными Кремлю бизнесменами? И заодно задушить так называемую "пятую колонну".
Евгений Боровик: Уважаемый Дмитрий, мне кажется, что тренд власти на огосударствление экономики очевиден. Взять все самые интересные активы и раздать друзьям власти. А то, что эти ребята очень умело используют любые проблемы для реализации своих корыстных целей, мы видели, начиная с теракта на Дубровке. Поэтому готов с вами согласиться в той части, что многие предприятия среднего бизнеса (сетевые рестораны, сетевые магазины, коммунальные компании и пр.) могут "сменить" собственников. Не думаю, что их интересует малый бизнес. Скорее, им, может быть, интересно нищее население, которое думает не о свободе и переменах, а о том, что есть на ужин и как ребенка одеть в школу.
Facebook, Виртуальный дискуссионный клуб «Мысль», 15–17 апреля 2020 г.
Предложения по темам обсуждения, спикерам, формату пишите на электронную почту klubvirtual@mail.ru