В наши дни театры кукол чаще воспринимаются исключительно как детское развлечение. Однако так было не всегда. С древности до начала ХХ века кукольные представления в большинстве своем адресовались ко взрослой публике и, прикрываясь озорными масками, поднимали недетские темы. Такими были представления передвижных балаганов, кочевавших по торговым площадям и ярмаркам. Самым знаменитым обитателем этих передвижных театров был Петрушка – озорной персонаж в красном колпаке, позволявший себе скабрезные шутки на потребу ярмарочной публике и нещадно колотивший оппонентов палкой. Часто поверженными противниками Петрушки становились куклы, подозрительно похожие на сильных мира сего: чиновников, полицейских, представителей высшего духовенства.
Что-то подобное можно было наблюдать и в Орле XIX века, когда торговля на больших площадях и ярмарки были неотъемлемой частью жизни города. В старых газетах мне не раз попадались упоминания о передвижном кукольном театре, дававшем представления на Ильинке — одной из главных торговых площадей Орла XVIII–XIX веков, где торговали разной мелочью, одеждой и обувью, посудой и прочей домашней утварью. В наши дни на месте Ильинки – сквер Танкистов.
Непонятно, был ли этот, вероятно, первый в истории Орла кукольный театр местным или публику на Пасху, Рождество и в дни большой торговли развлекали кочующие от города к городу гастролеры. Как выглядел театр на Ильинке, тоже неизвестно.
Соломаткин «Петрушка» 1878 г.
Но зато известно, что, как и во многих других местах, орловский Петрушка часто вызывал подозрение властей. Несколько раз в конце XIX - начале ХХ века театры на Ильинке запрещали по политическим мотивам. А после революции 1917 года следы их и вовсе теряются.
Прообразом всех современных кукольных театров России с постоянной труппой актеров и специально оборудованным театральным зданием стал открытый в 1931 году в Москве театр С. В. Образцова.
Сергей Образцов
Во многих отношениях этот театр стал первопроходцем - создавая новые жанры кукольных представлений, виды кукол и декораций, задавая моду на облик театрального здания и закладывая особые кукольно-театральные традиции.
Здание театра Образцова в 1940-х
Безусловно, и современный Орловский театр кукол создавался по образу и подобию «образцовского». Но вот когда именно он был создан - до сих пор загадка. Согласно официальной версии, кукольный театр был открыт в Орле ровно через месяц после его освобождения от фашистской оккупации – 5 сентября 1943 года. Однако это лишь часть правды. На самом деле труппа, дававшая представления в освобожденном Орле, была создана еще в оккупацию, в 1942 году. Старейшая из ныне живущих актрис Орловского театра кукол, Лилия Александровна Швецова, в одном из своих интервью вспоминает, что театр в оккупированном Орле открыл некто Сергей Евгеньевич Рассальский.
Он собрал труппу из молодых людей 16–20 лет, среди которых была только одна профессиональная актриса - Александра Воскресенская. Она приехала из Ленинграда в Орел еще до войны, чтобы ухаживать за больной сестрой, и не смогла выехать из города, стремительно занятого немцами. Молодые люди были рады работать в театре бесплатно - это спасало их от принудительных работ и угона в Германию. Но Рассальский платил всем зарплату.
Газета «Речь», выходившая на оккупированной территории, постоянно анонсировала недельную афишу театра. Судя по этим публикациям, в репертуаре театра были только русские сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек». Ни разу труппа орловских кукольников не поставила ни одного спектакля в угоду захватчикам, даже сказок братьев Гримм или Гофмана.
Фрагмент орловской «Речи» 1941 года. Афишу театра пока, к сожалению, найти не удалось.
Располагался театр на улице Болховской (Ленина) в несохранившемся доме №24. А неподалеку, в доме №40, была его дирекция. Из-за смены адресов в 1930–40-х годах уверенно сказать, что это были за здания, не получится. Но можно предположить.
Возможно кукольный театр в 1942-м, давал представления в помещении довоенного гортеатра, в бывшем доме купцов Леваковых. Сейчас на этом месте спуск к детскому парку у кинотеатра «Победа».
Дом №40. На его месте гостиница «Салют»
В театре был свой оркестр струнных инструментов и хор для музыкального сопровождения спектаклей. Кукол, декорации, свет – все делали своими руками.
После освобождения Орла в августе 1943 года организатор театра Рассальский просто исчез. Кто был этот человек, вздумавший в оккупированном городе собрать труппу кукольников, и что с ним случилось потом – бежал ли он, погиб или был схвачен и осужден за сотрудничество с немцами, — до сих пор неизвестно. Но с трудом верится, что кукольный театр в Орле возник на пустом месте. Не исключено, что загадочный Рассальский имел отношение к кукольному театру еще до войны. Иначе откуда он так хорошо знал, как делать декорации и кукол, и был в курсе всех театральных новинок того времени. Как минимум одна из постановок орловского театра - «По щучьему велению» - из довоенного репертуара театра Образцова.
Так что, может быть, какие-то кукольные представления давались в Орле еще до войны, но мы о них пока ничего не знаем.
После исчезновения руководителя, актеров кукольного театра собрали и разрешили работать дальше. Первый спектакль, все тот же «По щучьему велению», был показан в освобожденном Орле в городском саду 5 сентября 1943-го. Именно эту дату считают официальным днем основания Орловского кукольного театра.
Режиссером «нового» театра стала Александра Воскресенская, решившая остаться в Орле навсегда. Первое время у театра не было своего помещения, и он ютился то в одном, то в другом клубе города. В конце 1940-х кукольный театр некоторое время обитал в старом здании в Воскресенском переулке. В архиве современного театра есть фото с детьми у его входа.
Это красивое старинное здание с большими окнами и проездной аркой в центре было прямо напротив современного исторического факультета ОГУ.
Потом некоторое время театр квартировал в бывшем «доме губернатора» на перекрестке улиц Гуртьева и Горького.
Давал спектакли в Доме учителя на улице Ленина, №17.
Сейчас на этом месте — ТЦ «Малиновая вода».
Но постоянного здания до 1960-х у него не было. Поэтому кукольный театр много и часто гастролировал и по Орловской области, и за ее пределами. Вслед за гастролями к театру пришла популярность. В 1950-е годы он был признан одним из лучших коллективов среди детских театров Союза.
В 1962 году Орловскому театру кукол передали здание Богоявленской церкви. Это было первое помещение, где появилась возможность сделать постоянную сцену, ставить сложные в постановочном плане спектакли и даже устроить свой музей.
Редкий житель современного Орла из тех, чье детство пришлось на времена Советского Союза, хотя бы раз не побывал в кукольном театре, располагавшемся в храме. Бывала там и я.
Но это уже совсем другая история.