Наверно, все уже слышали/читали историю о пайках, которые раздали школьникам в Карелии: пять картошек, две сосиски и еще какая-то там мелочь. Об этом написали множество федеральных СМИ и даже Esquire - казалось бы, совсем не их повестка, ведь не Роберт Дауни их выдавал.
Путин был прав в выступлении 8 апреля, когда сказал, что многие губернаторы слишком зажались (непрямая цитата, смысл примерно такой). Центр выдал им полномочия распоряжаться исходя из ситуации в конкретном регионе, но большинство регионов по примеру Москвы закрыли все, что закрыли там. Хотя ситуация в регионах и в Москве совсем не одинакова. Например, в Марий Эл на момент закрытия было всего пару человек с ковидом. Сейчас больше. То есть все позакрывали, но это не особо помогло. Возможно, сосредоточили силы не на том? Самое важное при небольшом количестве зараженных - быстро отследить их контакты и провести необходимую изоляцию. Судя по результату на сегодня, этого не удалось. А экономика пострадает в той же мере, что и в столице. При этом меры компенсации явно будут неравноценны, и власти региона не могут этого не понимать. Любой россиянин знает, что в первую очередь спасать будут москвичей. Собянин вот даже не жалеет денег плитку у себя перестелить. Регионам мало что достанется, и именно региональная экономика рухнет наиболее болезненно.
Но большая часть российских губернаторов ввели эти жесткие меры. В случае Собянина это адекватная реакция - тысячи заболевших, ситуация дрянная. В регионах все было не так однозначно.
Пандемия - штука редкая. Для визуализации процесса борьбы можно провести параллель с чем-то более известным. Например, футбол. Когда команда чувствует, что соперник сильнее, и сомневается в своих силах, она запирается в своей штрафной и надеется на какой-то один удачный выстрел и результат 1:0. Чаще всего это не срабатывает. Есть редкие исключения вроде «Атлетико Мадрид», у которых это работает, но обычно команда барахтается в своей штрафной весь матч и все равно проигрывает, при этом не приобретая новых болельщиков, потому что играет в антифутбол. А ведь именно болельщики приносят деньги.
Таким же образом повели себя и российские губернаторы. Вместо того чтобы искать тактические ходы в сложной ситуации, они закрыли все, что могли, потому что у них было надежное прикрытие задницы - фраза “это все, чтобы сохранить вашу жизнь и здоровье”. Это было проще всего. С другой стороны, был страх: рискнем, а вдруг регион выйдет в лидеры по заболевшим?
Да, ценнее жизни ничего нет. В то же время плохая экономика отражается на всем. Очередные оптимизации, бедность, отчаяние, голодания, смерти от алкоголизма, которые следствие отчаяния, от поножовщины, которая провоцируется общей нервозностью… Всего не предугадаешь. В первую очередь это говорит о неготовности руководства брать на себя ответственность и принимать сложные решения. Проще скопировать решения Собянина и в случае чего сослаться на него.
Две карельские сосиски - это просто такой малозначимый, но яркий штрих. Представим, как это выглядит из Кремля. Они поручили выдать продуктовые наборы, но не составили конкретный список, решив, что с этим регионы справятся сами. Они и должны были. Но вдруг появляется вот такой казус.
Теперь уже поздно администрации Питкяранты рассказывать, что виноват Комбинат школьного питания и его директор уже уволен. Изначально обеспечение пайками было возложено на администрации. Да и в целом в таких ситуациях люди представляют себе работу абстрактной “власти”, а не конкретного виновника. Кто-то сэкономил несколько тысяч и нанес республике огромный репутационный ущерб. Стоило оно того?
Кажется, за годы выстраивания путинской вертикали регионы совсем отвыкли принимать хоть какие-то решения. Региональные законы большей частью - “привести в соответствие с федеральным законом”.
Федерализация сама по себе звучит привлекательно. На деле же регионы раз за разом показывают свою неготовность к самостоятельному управлению. Во многом, мне кажется, проблема в безликих и незаинтересованных варягах. Недавний пример с Гапликовым в Коми, допустим. Макс Поляков пишет, что редакции не удалось найти ни одного человека, который бы публично поддержал Гапликова.
Мог бы помочь запрет назначения в регионы губернаторов, не являющихся местными жителями. Увы, в России Путина это невозможно.