В панике ли я? Надеюсь, нет. Осенью изучала "Метрическую книгу, данную из Оренбургской духовной Консистории и Михайло-Архангельскую церковь Бородинского прихода для записи родившихся, браком сочетавшихся, умерших в 1878-1879, 1880 годы". Всего 300 рукописных листов - фамилии, даты рождения и смерти. И вот только за 1878 год было обнаружено умерших детей (помимо взрослых) в возрасте от 3 до 7 лет более 70 от ветряной оспы. И это был казачий поселок Оренбургского казачьего войска (ныне Челябинская область) человек в 200. Можно быстро посчитать процент, если что.
И, всем известно, что казаки (и само руководство Оренбургского казачьего войска) больше внимания уделяли скоту (лошадям, как военной единице), чем "человеческой" медицине (отчеты казачьих атаманов прилагать не буду, кому надо сильно, сами найдут, они в открытом доступе).
В поселке на тот момент даже не было фельдшера, и его функцию выполнял местный батюшка - отец Иоанн Чулков (о судьбе его детей я как-то писала: они все были неоднократно репрессированы, большая часть расстреляна в 1937 году). Он и крестил родившихся детей, и через две недели-месяц, год, отпевал...
А сейчас не то что тогда - и лаборатории, и врачи-вирусологи, и деньги. Хочется верить, что это мы продвинулись, а не провидение нам позволило так думать. И, надеюсь, так и есть. Поэтому бережем друг друга и сидим дома, как можно больше!