Ровно год назад я вышла в свою первую климатическую забастовку. Что изменилось за этот год?

Восприятие. Одиночный пикет за климат был моей первой протестной акцией (не считая небольшого митинга Алексея Навального в Архангельске). Тогда ещё я не следила за судьбами активистов, не знала об “иностранных агентах”, и поводов для страха даже не могло появиться. Мной двигало лишь желание присоединиться к чему-то новому, живому, большому - видимо получилось.

С климатического активизма началась некая эпоха действий в мой жизни. Я поняла, что простым осознанием проблему не решить, необходимо заявлять свою позицию общественности, находить единомышленников и начинать бороться вместе. 

Климатический активизм зародил во мне интерес и к другим активистам, их жизням и судьбам. В один год свалилось все: Шиес, Климатический кризис, напряженная политическая ситуация в стране, и я уже не могла оставаться в стороне. 

Задолго до активизма я слышала об изменении климата, видела несколько документальных фильмов об этом и стала климатическим веганом [животноводство сильно влияет на изменение климата, и чтобы снизить свой вклад, многие климатические активисты перестают потреблять продукты животного происхождения, исключая из рациона не только мясо, но и молочные продукты]. Базового осознания проблемы не было достаточно для меня, я хотела увидеть, что я не одна в своем интересе спасти планету, тогда я присоединилась к “42”, а позднее к Fridays For Future. 

С того момента многое перевернулось в моей голове, я поняла, что в одиночку сложнее произвести качественные изменения, что не обязательно, имея непопулярное мнение, ты останешься один в своих взглядах. Аршак Макичан, мой друг и один из ведущих климатических активистов в России (таковым его считаю я), часто говорит о дружбе, и это не голословно, мы [климатические активисты] и правда стали друзьями, хотя и разбросаны не только по всей России, но и по всему миру. Активизм объединяет и без этого объединения не получится изменить мир. 

Климатический кризис страшнее любой болезни, ведь от него нельзя придумать вакцины или лекарства, чтобы предотвратить миллионы климатических жертв, нам придется изменить все сферы, в которых мы живем. Нам придется изменить все, чтобы обеспечить выживание. 

Активизм - ежедневная работа

У меня часто спрашивают: “А чем ты занимаешься?” Ответ всегда один: “активизмом”. Этот ответ для многих звучит как “ничем”, будто я абсолютно ничего не делаю и только иногда хожу на митинг и пикеты, но это не так. Активизм - это ежедневная работа над собой. Тебе необходимо от многого отказаться, изменить свои привычки. Став активистом, я задумалась о сокращении потребления и теперь даже не могу спокойно ходить в магазин, где все полки усеяны пластиком. Все время ты общаешься с людьми, назначаешь встречи, договариваешься о площадках, хотя в обычной жизни ты и был околоэкстравертом. 

Активизм спонтанен. Постоянно происходят изменения в гражданском поле и тебе необходимо изучать каждое событие, формировать свое мнение и изливать его так или иначе: в статьях, мероприятия и встречах. Мы все время держим руку на пульсе, пускай и кажется, что это ничего по сравнению с работой на заводе. 

Каждый день активисты посвящают обучению, сложно говорить о чем-либо, не умея писать текста, не понимая своей темы. Активисты обязаны знать все, а на это уходит много времени.

Чтобы полноценно заниматься тем, что я люблю, мне пришлось уйти из геологии, раньше я занималась ей как доп. образованием и у нас все было серьезно. Позднее я ушла из лицея. 

Переосмысление окружения

Начинаешь видеть настоящих людей вокруг себя. В тебе появляется эмпатия и цель жизни. Пускай люди и не понимают, что ты посвящаешь им целую жизнь, но это все равно важно. 

Эмпатия позволяет задумываться о человеке в целом. Ты перестаешь быть только климатическим активистом, теперь ты хочешь помочь человеку и решить его проблемы как экологический, политический или социальный активист.

Из-за ежедневной работы с людьми ты начинаешь лучше понимать их, знаешь какие проблемы больше всего волнуют общество, как лучше разговаривать с ними, какой совет лучше дать.

Я на самом деле влияю

Самое странное, что ты понимаешь будучи общественным деятелем. Кажется, что один человек не способен изменить что-либо, но именно единицы слагают протест, именно единицы создают общество. Влияние это выражается не только на социуме, но и на окружающей среде. Наши ежедневные решения меняют многое: потребление животных продуктов, не разделение отходов и, в конце-концов, решение молчать и ничего не делать.

А что делать дальше?

Я всегда знала, чего хочу, у меня были планы на будущее и понимание того, что я буду делать дальше. Когда же я стала активистом все видение будущего сложилось, подобно карточному домику, я больше не могу сказать, что будет со мной завтра. 

Это неопределенность появляется неспроста. Ты видишь как стремительно меняется мир и сам участвуешь в его изменении, перед тобой появляется множество возможностей и хочется попробовать все, но жизнь не позволяет сделать это, в конечном счете ты остаешься в полном непонимании того, что же делать дальше. 

Сегодня я больше думаю о людях вокруг меня и состоянии Земли, чем о себе самой.

Вывод: 

Многие не становятся активистами из-за страха, навеянного государством и обществом, мой совет: закрой глаза на осуждение - действуй. С приходом активизма в мою жизнь появилось много проблем и обязательств, но все они исчерпываются на фоне работы бок о бок с самыми лучшими людьми на этой планете.