Пока Госдума РФ предлагает обнулить сроки Путину, оппозиция Госсобрания Марий Эл предлагает обнулить маркеловскую государственную символику с медведем. Справедливороссы уже отправили законопроект на рассмотрение, заручились поддержкой коммунистов и ЛДПР и даже собрали круглый стол с теми, кто за то, чтобы вернуться к символике, разработанной экс-герольдмейстером Марий Эл Измаилом Ефимовым.
Аргументы за возврат символики, которые высказали участники:
- вооруженного медведя не одобрил Геральдический совет при Президенте России;
- не было предпосылок к смене символики, это было личное решение бывшего главы Маркелова;
- изображение не соответствует геральдическим принципам и не отражает дух марийского народа;
- медведь – символ низшего мира, а вооруженный медведь – вообще опасное сочетание;
- столетие Марий Эл надо встречать с легитимной символикой.
Основные риски, почему возврат символов может не состояться:
- единороссы будут голосовать, как скажет Евстифеев. Перетянуть их на свою сторону – это надо постараться;
- общественности наплевать на символы, их не волнует эта проблема.
Что говорили участники круглого стола:
Заслуженный художник РФ и Марий Эл, бывший главный герольдмейстер при Президенте Марий Эл Измаил Ефимов
— Вопрос о символике возник в 2011 году с поступления отрицательного заключения государственного герольдмейстера. Письмо это есть в администрации бывшего Президента. Оно является основным документом, поясняющим ситуацию неправомочности символики Марий Эл, действующей на сегодняшний день. В самой администрации это письмо было так скрыто, что не могли найти в архивах администрации главы, когда пришел Евстифеев и сделал запрос.
К 2009 году вся работа по символике была уже завершена и никаких оснований для поднятия вопроса замены не было. Что случилось в 2010 году с главой – никто не знает. Единственное, побывал здесь Медведев, может это сыграло роль.
Есть документальное подтверждение качества символики Марий Эл, которую мы с моего назначения и формирования геральдического совета в 1997 году разрабатывали. Мы были шокированы, когда пришло распоряжение бывшего главы. Пытались направить все в нужное русло, когда в распоряжении было указано, что нужно совершенствовать символику. Можно было добавить в государственный герб щитодержатели по бокам. Я предлагал фигуру медведя как раз использовать в качестве одного из щитодержателей, добавить корону – это все можно было осуществить. Все остальные элементы – чуждые. Меч и молот не могут существовать в государственных символах, этот атрибут игнорируется. Для Марий Эл нет никакого исторического обоснования на них.
Несмотря на отрицательные заключения государственного герольдмейстера, администрация не ознакомила депутатов с содержанием письма. Когда я пытался высказываться на эту тему, меня сразу поставили под колпак прослушки, но это уже другая история, личная. Но есть принципы, которые нельзя игнорировать. Главная фигура медведя не почитаема марийским народом. Даже русские называют медведя «темной немощью». В Марий Эл медведя перевели в нижний мир, то есть отказались от тотемного значения еще в 10 веке. Есть название нашей символики в геральдических трудах – медвежуть.
Завотделом истории Национального музея им Т. Евсеева, заслуженный работник культуры Марий Эл Ольга Требушкова:
— Я однозначно поддерживаю позицию Измаила Варсанофьевича, считаю, что ситуацию нужно довести до конца. Я, когда вожу экскурсии, в том числе и для высоких гостей, каждый раз об этом говорю. Мне неловко, что над Домом правительства этот медведь. Хорошо, что вы взялись за эту тему. Можно продолжить дальше о символе города – этом магнитике с рогами лося. Каждый раз, когда туристы покупают их, в каком положении оказываемся мы? Когда говорим одно, а люди покупают совершенно другие символы. Это смущает и гостей тоже.
Военный пенсионер Сергей Мальченко:
— Человек, который в 2011 году предложил другой вариант, не знаком даже с основами геральдики. А это одна из древнейших наук. Если разобрать по деталям, корона, которой венчается герб – она на два порядка ниже, чем должна соответствовать гербу региона Российской Федерации. В геральдике крайне редко встречается изображение медведя, тем более, стоящего на задних лапах. Это символ агрессии. И он трижды вооружен – щит, меч и молоток. Это никак не соответствует истории марийского народа. Говорили, что герб должен совершенствоваться. Если вы помните, то на гербе Измаила Варсанофьевича есть надпись «Марий Эл». В геральдике надписи рекомендуется размещать, когда идет речь о девизе. Измаил Варсанофьевич замечание это учел и надпись была убрана.
Депутат Госсобрания Марий Эл от КПРФ Александр Маслихин:
— Коммунисты поддерживают все идеи, высказанные в плане критики государственных символов Марий Эл. Мы считаем, что решения, которые были приняты по смене – незаконны, не отвечают интересам населения республики и были приняты кулуарно, без учета мнения общественности и части законодателей республики. Что касается нашей партии, то признавая столетие предстоящее, надо учесть, что это прежде всего марийская автономная область, потом марийская ССР. Те символы, которые тогда были, как нам представляется, тоже должны быть подвергнуты популяризации среди населения. Это часть нашей славной истории, когда республика встала на ноги.
Депутат Госсобрания Марий Эл от «Справедливой России» Андрей Заболотских:
— Будучи депутатом городского округа, я прекрасно понимал, что в период правления Маркелова были предприняты шаги и по изменению символов города. Лосиха была утверждена еще в империи – 1871 году. Посчитали, что лось с золотыми копытами будет привлекать внимание, представлять город. Данная позиция не так давно была оспорена в прокуратуре. Я соглашусь с тем, что мы не говорим о незаконности символов, применяемых на сегодняшний день. Мы говорим, что символы были приняты в искажении сложившихся традиций народа мари.
Представителей позиции, что смена символов не нужна, на круглом столе не было, отмечает в своем блоге журналист Алексей Серегин.
А какой позиции придерживаетесь вы?