В 1930-е годы облик нашего города стремительно менялся, появлялись здания, без которых современный Киров уже едва ли возможно представить. Одним из них был т. н. «Дом чекистов» на перекрестке улиц Герцена и Ленина.
Архитектором шестиэтажного жилого дома для работников Кировского управления НКВД был И. А. Чарушин. В своем облике дом схож многими деталями со зданием Центральной гостиницы. Некоторые авторы даже считают два этих поздних произведения И. Чарушина единым архитектурным ансамблем. Кандидат архитектуры Л. М. Безверхова полагает, что в облике «Дома чекистов» видны поиски Чарушина в модном в 1920-е годы стиле конструктивизма.
Главная черта, объединяющая оба проекта – это полукруглое завершение фасада с осью, обращенной на угол. Это — фирменный прием архитектора Ивана Чарушина. Такие здания с закругленным на углу фасадом Иван Аполлонович строил и до революции – магазин Клобукова (1909 г., угол Казанской и Спасской улиц), и в начале 30-х гг. (жилой дом на углу Октябрьского проспекта и ул. Р. Люксембург).
Дом для сотрудников НКВД имел по проекту четыре (как и гостиница) башни, в которых расположились лестничные клетки, две из них – с лифтами. На первом этаже центральной части должен был разместиться гастроном. Наиболее разработана была трехкомнатная жилая ячейка, она включала в себя переднюю в 6,8 кв. м со встроенным шкафом для верхнего платья и пять дверей, помимо входной. Передняя удобно связывалась со всеми помещениями квартиры. Компактно расположенный хозяйственный блок группировался возле кухни, которая имела площадь 7 кв. м.
Кухня с традиционной дровяной плитой давала горячее водоснабжение в ванную, площадью 5 кв. м., расположенную рядом. С противоположной стороны примыкала комната для домработницы площадью 6,5 кв. м. Три основные комнаты – столовая, спальня и детская – имели достаточно большие размеры: столовая - 20 кв. м, спальня – 15,35 кв. м, детская – 14,3 кв. м. В цокольном этаже в правом крыле было предусмотрено общежитие с размером комнат от 7 до 11 кв. м, обращенных в центральный коридор. Всего таких комнат планировалось 24. В левом крыле цокольного этажа предусмотрены были служебные помещения, включавшие котельную, слесарную мастерскую, три комнаты для истопников и специальный блок общественной прачечной.
Как видим, проект жилого дома был амбициозен и масштабен по меркам 30-х гг. прошлого века. Однако строительство здания осуществили с отступлениями от первоначального проекта. Например, левое крыло дома (по улице Герцена) было сильно урезано – здесь осталась лишь одна секция квартир. С чем это связано — доподлинно неизвестно. Основная версия — на достройку дома не хватило финансовых средств. Но Л. М. Безверхова считает, что Чарушин не хотел закрывать со стороны улицы Герцена одно из старейших зданий Вятки — дом Аверкия Перминова. Также вместо четырех лестничных клеток выстроены были три, так и не удалось устроить (в отличие от Центральной гостиницы) открытую галерею.
Построенный в 1939 г. «Дом чекистов» явился одним из последних проектов И. А. Чарушина. Интересно, что помимо собственно работников НКВД в доме жили и различные известные горожане, например, Мария Исакова – первая отечественная спортсменка, ставшая абсолютной чемпионкой мира в конькобежном спорте. Культовым стал и продуктовый магазин «Птица» на первом этаже «Дома чекистов», доживший аж до конца «нулевых» годов.
Сегодня дом по-прежнему жилой, однако если раньше он был населен весьма влиятельными и богатыми жильцами из силовых структур, то теперь здесь по большей части обитают переселенцы из ветхого и аварийного жилья. Первый же этаж занимают различные офисы и торговые учреждения.
В августе 2014 г. «Дом чекистов» стал объектом пристального внимания СМИ, когда у здания обрушилась часть фасада, никто из жильцов не пострадал. Как поясняли тогда представители управляющей кампании «обрушение штукатурки произошло из-за того, что дождевая вода намочила кирпичи и их структура изменилась». Однако жильцы тогда сообщили журналистам, что «подобное случается уже не первый раз. Мы стараемся даже на балкон не выходить, потому что боимся, вдруг рушится стена будет». В 2019 г. жильцы «Дома чекистов» жаловались прессе, что дом продолжается разрушаться: обваливаются потолки, не работает лифт, отсутствует газ и т.д., но никаких мер принято не было.