На четной стороне улицы 7-го Ноября (бывшей Введенской) домов сейчас гораздо меньше, чем на нечетной. А начало этой стороны улицы между Александровским и Тургеневским мостами сейчас занимает сквер, разбитый в 1960-х, с 2015 года именуемый сквером Артиллеристов. Но так было не всегда. 100 лет назад никаких скверов там не было, а была довольно плотная застройка. Почти всю территорию современного сквера Артиллеристов занимала усадьба купца Хлебникова. Несмотря на то что дома этого нет уже более полувека, его владельцы и многочисленные обитатели разного времени оставили заметный след в истории Орла.
Домовладение на перекрестке Введенской и Болховской в советское время имело адрес: ул. Ленина, №7, но большей частью своей стояло на улице 7-го Ноября.
Как и многие другие дома Орла XIX века, это здание, а точнее целый комплекс зданий городской усадьбы с многочисленными флигелями и службами, много раз меняло владельцев и перестраивалось. Но называть его будем по самым известным из владельцев – купцам Хлебниковым. Правда, и с ними не все так просто.
Домовладение в этом месте известно еще с XVIII века. В 1780 году им владел некто Дубровин, затем купец Григорьев, с 1842 года купцы Хлебниковы, а в начале ХХ века — семьи Старицких и Петиковых. Все это, а также многие подробности из жизни этой старинной городской усадьбы мы знаем из книги орловского историка А. Ю. Сарана «Как пойдешь по Болховской». Читая данные в книге описания фактов из истории этих зданий, не перестаешь удивляться, сколько событий пришлось на их не такую уж и долгую жизнь. История дома Хлебникова тянет не только на отдельную статью, но, пожалуй, и на большой авантюрно-приключенческий роман о том, как жизнь страны отражается в стенах старинного здания.
Формальной владелицей усадьбы с 1842 года была купеческая жена Евдокия Романовна. Так часто делали прижимистые купцы по всей России – оформляли имущество на жен, чтобы уйти от налогов. Фактический владелец здания, купец 3-й гильдии Н. М. Хлебников, был известным в городе благотворителем. В 1857 году он избирался городским головой (аналог современного мэра). С 1860–70-х годов усадьба перешла к купцу Михаилу Александровичу Хлебникову. Кем он доводился предыдущим владельцам дома, непонятно. Но именно при нем был возведен главный дом усадьбы, с тех пор именовавшийся «домом купца Хлебникова». Новый дом, обращенный своим закругленным углом к Болховской, стал, по словам известного орловского краеведа XIX века Г. М. Пясецкого, украшением улицы.
В начале 1870-х в доме Хлебникова размещалась первая в Орле женская гимназия, позднее названная Николаевской. Вообще же за вторую половину XIX века помещения в главном доме на территории усадьбы и ее многочисленных флигелей сменили бесчисленное количество разнообразных арендаторов. Среди них были: штаб 9-го армейского корпуса и 36-й пехотной дивизии, полицейское управление, два фотоателье (Денисова и Трайберга), два аптечно-косметических магазина, два ателье по пошиву шляп, корсетов и модной одежды, Петербургское страховое общество и ссудная касса.
С 1916 по 1923 год усадьбой владела семья Петиковых, затем она некоторое время числилась бесхозной, пока не перешла под ответственность муниципального отдела горисполкома.
Пожалуй, наиболее заметный след в истории здания среди всех многочисленных обитателей дома Хлебникова в нем оставили типография и библиотека. Частная типография мещанки Софьи Андреевны Зайцевой разместилась в главном здании усадьбы, с окнами на улицу Болховскую, еще при купце Михаиле Хлебникове. Отношения владелицы типографии с работниками всегда были непростыми. Судя по отчетам полиции, Зайцева часто обманывала своих сотрудников, не платя за сверхурочную работу и нарушая заключенные ранее договоренности. Дважды в 1906 году это вызывало забастовку работников типографии. А еще с конца XIX века среди работников типографии существовал тайный социалистический кружок. В 1918 году типография была национализирована. В ней печаталась газета левых эсеров «Соха и молот». Но в 1920-м вся орловская партия левых эсеров была почти в полном составе арестована, а типография продолжила свою работу, печатая уже большевистские газеты. Позже типография заняла почти все здание и стала называться «Труд».
С 1920-го в части здания, обращенной к улице Ленина, к типографии добавилась еще и главная губернская библиотека. О ней вспоминают многие орловские старожилы. Краевед Емельянов писал, что вход в библиотеку был с Александровского моста по небольшому металлическому мостику, позволявшему попасть сразу на второй этаж, на большую застекленную веранду.
В период немецкой оккупации Орла, в 1941–43 годах, в бывшем доме Хлебникова разместились казарма для солдат и полицейская часть – место куда более страшное и опасное для жителей города, чем печально известное гестапо в бывшем Коммерческом банке на Гостиной. Из того, что было в здании раньше, продолжила работать на прежнем месте только библиотека, почищенная новыми хозяевами города от «марксистской литературы».
Здание незначительно пострадало при взрыве Александровского моста в 1943 году от разлетевшихся осколков камней и арматуры. Двор бывшей усадьбы Хлебникова можно хорошо рассмотреть на знаменитом виде Орла, сделанном с самолета сразу после освобождения города 5 августа 1943 года.
Уже в сентябре 1943-го библиотека (ставшая областной имени Н. К. Крупской) вновь открыла свои двери для читателей.
А к восстановленной типографии «Труд» позже добавилось еще книжное издательство «Орловская правда». Но именно расширение типографии «Труд» и положило конец долгой истории бывшей хлебниковской усадьбы. В 1963 году выше по улице Ленина, на месте старого Введенского монастыря, было возведено новое четырехэтажное здание типографии. Еще за пять лет до этого обрела новое здание и библиотека имени Крупской, в наши дни известное как областная библиотека имени Бунина. Когда еще велось строительство нового здания типографии в 1961 году, бывший дом Хлебникова был отреставрирован. Но после переезда типографии на новое место его внезапно решили снести под предлогом «устройства сквера перед новым зданием типографии „Труд“ по проекту архитекторов Левитского и Федорова». Чем руководствовались эти два известных орловских архитектора-краеведа, приговаривая старинное здание к сносу, – теперь уже не понять. Тем более что рядом, через дорогу, уже был один сквер, на месте снесенного «дома Подшиваловых».
У сквера на этом месте тоже была непростая биография - его несколько раз реконструировали и переименовывали, остановившись на сегодняшний день на сквере Артиллеристов.
Но это уже совсем другая история.