В минувшее воскресенье на Юго-западной окружной дороге в Ярославле перевернулась машина. По словам очевидцев, водитель, объезжая яму, зацепил обочину, затем его машина столкнулась с другим автомобилем, после чего перевернулась на крышу.
В этом ДТП автомобилисты винят яму на проезжей части, отремонтированной по президентской программе «Безопасные и качественные дороги». Как известно, она была одна из первых дорог, отремонтированных по названной программе, причем ремонт ее вела московская компания «Экоград». О том, как все происходило, местная пресса писала несчетное количество раз: простой техники, нарушения технологии, срыв сроков. Доделывали дорогу уже в начале ноября, мешая асфальтобетон со снегом и дождем.
То, что при таком подходе дорога долго не прослужит, было понятно уже тогда, осенью 2017-го. Хотя бы исходя из того, какое значение имеет ЮЗОД для Ярославля и какую нагрузку она испытывает. Это не Красноперекопская улица, которую тоже «сдали, как украли», но от той, по крайней мере, зависит жизнь части района, а не всего города. Эти два фактора – качество работ и нагрузка на дорогу – привели к тому, что ЮЗОД стала разваливаться буквально на следующий год после того, как была с грехом пополам сдана.
Естественно, что переделывать все «косяки» должен был подрядчик, причем – за свой счет. Но и счета вскоре не оказалось: через полгода после окончания работ в отношении «Экограда» была начата процедура банкротства. Как выяснилось, с этой фирмы можно было взять только долговые расписки, распечатанные на единственном принтере, составляющем все ее активы. Дальше закрутилась юридическая процедура, подразумевающая регрессивные иски – то есть нужно было ждать, пока кто-то согласится выполнить гарантийную работу за банкрота, а затем – найти деньги в бюджете, чтобы этому благодетелю закрыть его затраты. А уж потом требовать возмещения этих затрат у «Экограда», которого, еще раз напомню, уже не существует…
Все это время дорога постепенно разрушалась, причем наиболее сильно страдала ее часть, соединяющая улицу Гудованцева и Московский проспект. До такой степени сильно, что даже комиссия ОНФ, посетившая Ярославль прошлым летом, занесла ЮЗОД в категорию «Убитые дороги России».
Казалось бы: ну что еще нужно, чтобы власти все-таки обратили внимание на эту дорогу? А дело все в том, что весь гарантийный срок, составляющий четыре года, власти просто не могли обращать на нее никакого внимания. Дорога на гарантии – это все равно, что магнитофон или радиола на гарантии. Сорвал пломбу – гарантии лишился. Ремонтировать дорогу может только тот, кто гарантию предоставлял. А то, что его уже нет, даже как юридического лица, закон не волнует от «совсем».
Как тут не посочувствовать нашим властям, вообще не имеющим свободы маневра? С одной стороны, деньги федеральный центр дает – значит, нужно их осваивать, иначе больше не дадут. Для того, чтобы освоить, необходимо выбрать подрядчика. Сделать это можно не иначе, как по 44 ФЗ в формате аукциона. Можно конечно сослаться на то, что отбор идет через аукцион, т. е. кто согласится сделать за меньшие деньги, тот и выйдет на объект… Меньшие деньги – это, как правило, худшее качество. Конечно, и городские, и областные власти непрерывно подгоняют дорожников добрыми советами и даже серьезными предупреждениями, но… В итоге через два года после «Экограда» Ярославль получает ДЭП-57, которая пять месяцев мучается сама и истязает ярославцев попытками отремонтировать улицу Республиканскую. При этом в России есть примеры дорожного ремонта и строительства, когда танцору, ой то есть заказчику, ничего не мешает и дорожное покрытие получается отличного качества.
Ярославцам же остается только пытаться предпринимать какие-то «асимметричные меры». После ДТП на ЮЗОД на место выехали неравнодушные ярославцы из движения «Дороги Ярославля». Они попытались обвести ямы на ЮЗОД светоотражающей краской, чтобы привлечь внимание других водителей.
Есть, наверное, способ и гораздо эффективнее, но он не настолько быстр. Если воплощениям самых насущных планов мешают законы, то эти законы должны быть откорректированы. Как и в любой другой стране, законотворчеством в России занимается парламент, он же – Государственная Дума РФ. Депутатов в этот парламент выбирают граждане. И именно граждане России несут ответственность за то, что в ее законодательном органе вместо профессиональных дорожников, строителей, ученых, медиков и земледельцев заседают артисты, спортсмены, фотомодели, бизнесмены и прочие праздные люди. Естественно, что качество законов в этой ситуации с каждым годом опускается все ниже и ниже. А страна все больше приближается к правовому коллапсу, когда часть законов противоречит другой части. В итоге толком не работают ни те, ни другие. Что, кстати, касается не только строительства и ремонта дорог.
Пора задуматься о том, что еще одного витка этого «законотворчества» может не вынести даже такая крупная и мощная страна, как Россия.