Творчество и коммерция – совместимы ли эти два понятия?

Портрет старейших советских художников. 1944 г. Художник Александр Герасимов

 

За годы советской власти в среде художников сложилось некоторое презрение к тем ловким своим сотоварищам, которые успешно продавали свои творения на Запад (и зарабатывающим на этом немалые для СССР деньги).

Советские художники могли себе это позволить. Художник, который был принят в члены Союза художников СССР, получал в лице государства на всю свою жизнь единственного, но серьезного заказчика.

Через союз художников распределялись все блага, которые могло дать государство: выделялись квартиры, мастерские для работы, распределялись путевки в Дома творчества художников, организовывались выставки.

Члены союза художников могли продавать свои картины населению через сеть художественных салонов. Наконец, союз художников снабжал всем необходим для работы - твори, выдумывай, пробуй, но только в рамках социалистической идеологии.

Бедный художник. Художник Владимир Ильин

 

После смены экономической формации в России в 90-е годы прошлого века, многие художники, привыкшие жить за спиной могучего государства, как у Христа за пазухой, вдруг оказались один на один с непонятным капиталистическим рынком. И сразу возник вопрос: как жить дальше? Как стать успешным и знаменитым, если никому до тебя нет дела?

В статье «Как стать известным художником за один день?» я показал, как не надо делать себе рекламу. Попадание имени художника в рубрику «Происшествия, скандалы, расследования» в СМИ делает человека на один известным, но делает его известным художником.

В комментариях к статьям на канале «Художество» нередко пишут, что сейчас вступление в Союз художников России не дает никаких преференций перед другими художниками, туда не вступившими.

Мне также пишут, что снизились требования к качеству работ художников, которые претендуют на вступление в союз художников: главное  — плати членские взносы, и все.

Молодому художнику, имя которого никому не известно, стать узнаваемым сложно. Нет механизмов, которые помогли бы молодому дарованию получить известность и признание, а значит, и возможность продавать свои работы по достаточно высоким ценам.

Что же делать?

В нескольких следующих статьях я хочу набросать алгоритм действия для начинающего художника, или другими словами - маркетинг для художника.

Художник в мастерской. 1628 г. Художник Рембрандт Харменс ван Рейн

 

Художество