Пару часов назад посетил очередное свое занятие по-литовскому. Преподаватель Артурас — примерно мой ровесник, помимо репетиторства является школьным учителем литовского языка. Родился в Перми, но в возрасте двух лет с родителями переехал в Литву. Поэтому по-русски говорит, но с литовским акцентом.

В какой-то момент он спрашивает: "Может, не совсем корректный вопрос, но все-таки расскажи, если можешь, как и почему ты оказался в Литве?" Ну я начал со всех "прелестей" жизни в России оппозиционного активиста со всеми административками и уголовками за репосты, за всего лишь факт того, что ты состоишь в общественно-политической организации, по прихоти ФСБ и других структур признанной нежелательной. Например, говорю, моя подруга Анастасия Шевченко уже больше года под домашним арестом, за это время потеряла свою дочь, меня бы так, наверно, сразу в СИЗО отправили.

Артурас делает удивленные глаза и говорит, что не может такого быть. Я говорю, что в России возможно все. Вот, например, сегодня молодые ребята получили сроки от шести до 18 лет. За что? Только лишь потому, что чекистам надо было заработать звезды на погоны и показать свою работу. Их взор пал на нескольких анархистов, из которых они "сколотили" несуществующую организацию "Сеть"*, которая якобы готовила теракты и госпереворот.

- Доказательства вины? - спрашивает Артурас.

- Подброшенная литература и что-то из разряда оружие. А также выбитые с помощью пыток признания (били током так, что у них крошились зубы. Собирали марлей изо рта всю слюну, чтобы рвался язык. Ломали черепа до трещин в глазницах, угрожали изнасиловать. И звали посмотреть на это матерей), - рассказываю я.

Артурас делает совершенно изумленное лицо и говорит: "Как пытки? Пытки же запрещены?" Я говорю, ну и что, что запрещены. Ну вот они были и что вы сделаете? Артурас говорит, что надо обращаться в различные европейские и международные органы типа ПАСЕ, ООН и так далее. Я говорю, что плевать они хотели с высокой колокольни на призывы и решения международных органов. Например, неисполнение решения ЕСПЧ по делу ЮКОСа.

P. S. Это все я о разнице ментальности и самосознания у условных "них" и условных "нас". Они воспитаны в духе правового государства, небезосновательно доверяют демократическим институтам и обращаются в них в случае необходимости. Если не помогает, организуются и выходят на улицы без препятствия со стороны полиции, обращаются в СМИ, которые в свою очередь с радостью берут эти темы и поднимают проблемные вопросы. Затем, как правило, следует реакция от разных органов, направленная на решение проблемы.

Ну а что "мы"? Ну отправили сегодня молодых ребят за решетку на огромные сроки, ну сломали им полностью жизнь, ну зверски и садистски пытали до этого. В ответ самые смелые и инициативные вышли от силы в пять городах на одиночные пикеты. Лучше, чем ничего, конечно. Но в том и разница между условными "нами" и "ними".

Оригинал

* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ