О судьбе современных скверов и парков мы знаем достаточно много. Но где гуляли и отдыхали наши предки еще сто лет назад, когда не существовало ни парка Ю. А. Гагарина, ни парка Победы, ни парка С. М. Кирова? Сегодня Вашему вниманию материал о парках и скверах, существовавших в дореволюционной Вятке.
1. Загородный сад
Старейшим садом Вятки являлся Загородный. В 1821 г. он был устроен по инициативе вятского губернатора П. М. Добринского. Сад представлял из себя участок елового и пихтового леса, в котором были прорублены просеки для аллей. Он занимал обширное пространство между современным Октябрьским проспектом, улицами МОПРа и Профсоюзной и машиностроительным заводом им. 1 Мая. Далеко не все жители города сразу полюбили сад. Его минусами было неудобное расположение за чертой города, а также то, что как все ельники, сад являлся сумрачным: весной здесь долго не таял снег, а дождливой осенью стояла сырость. Впрочем, в теплые летние дни сад вполне подходил для прогулок и пикников на чистом смолистом воздухе. Весной учителя вятских школ проводили здесь уроки естествознания.
Поэтапно выстраивалась развлекательная инфраструктура сада. К концу XIX в. в нем появились открытая терраса, деревянный вокзал (буфет с рестораном), тир и кегельбан. При ресторане работала летняя сцена, на которой происходили постановки опереток, выступления певиц и певцов «легкого жанра».
В 30-е годы прошлого века наступил конец истории Загородного сада. В середине 1930-х гг. на месте живописной рощи Загородного сада началось строительство поселка машиностроительного завода 1 Мая с многочисленными барками, а также стадиона. В итоге сад был полностью застроен.
2. Александровский сад
Ныне самый старый городской сад, любимый многими поколениями кировчан. Поскольку до Загородного сада было слишком долго добираться в 1825 г. представители городского общества обратились к губернатору А. И. Рыхлевскому с предложением об устройстве в Вятке нового, более удобного сада. Место для него было выбрано очень удачно: в самом центре города рядом с его главной («Соборной») площадью и берегом реки Вятки. Работы по обустройству и украшению сада активно шли при губернаторе К. Я. Тюфяеве. В 1834–1835 гг. губернский землемер Ивакин составил план сада, архитектор А. Е. Тимофеев разработал проект двух деревянных беседок, входной портал и решетку сада спроектировал А. Л. Витберг.
В отличие от Загородного новый городской сад намного лучше соответствовал современным той эпохе требованиям к публичным городским пространствам. Комплекс построек Александровского сада по праву считается одним из лучших произведений парковой архитектуры провинциального классицизма. В конце 70-х гг. ХIХ в. городские власти озаботились плохим состоянием Александровского сада, он был отдан в аренду Вятскому общественному собранию. При его участии в саду появляется летний клуб и деревянный павильон кинотеатра «Прогресс». В дореволюционный период в беседках сада по праздникам выступал духовой оркестр, проводились общегородские праздники.
3. Сад им. В. А. Жуковского («Детский», «Аполло», «Прозоровский»)
Впервые этот сад возник как частный при купеческой усадьбе Калининых, а с 1806 г. — при резиденции вятских губернаторов (Спасская ул., д. 20). В 1874 г. губернаторский дом был передан под окружной суд, а сад перешел в ведение городской управы с тем, чтобы он был превращен в публичное городское пространство для отдыха. В нем можно было отдохнуть в беседке, а на средства вятского купца С. Поскребышева была устроена красивая решетка вокруг сада. В том же году сад открыли для публики.
В 1894 г. сад перешел во владение юриста, театрала и мемуариста А. А. Прозорова. Он изменил концепцию сада, который из публичного превратился в детский. В саду появились аллеи, цветники, качели, аттракционы для детей, место для игр и участок для занятий спортом, беседки для отдыха и даже летний театр. Зимой здесь заливали каток и устраивали горки для катаний на санях. В 1897 г. в большом павильоне сада происходило «показывание движущихся туманных картин». Через несколько лет здесь же был открыт кинотеатр «Аполло», от которого сад и получил свое неформальное название. Официально же до революции (с 1902 г.) он носил имя поэта В. А. Жуковского. Помимо этого сад продолжали называть «Детским» или «Прозоровским».
Вход в сад «Аполло» на улице Володарского. 1925–1934 гг.
4. Сквер имени Н. В. Гоголя (Театральный)
Этот сквер появился в 1860-е годы на старой Хлебной (ныне — Театральной) площади на пересечении Владимирской (ныне – Карла Маркса) и Московской улиц. Инициатором выступил губернатор В. Н. Струков, который желал привести неблагоустроенную площадь в нормальное состояние и сделать ее привлекательной для горожан. Сквер был разбит на северной стороне улицы Московской, он имел вид сегмента с хордой длиной 65 сажен и высотой в 25 сажен. Не препятствуя проезду по Московской улице, сквер полностью перекрывал Владимирскую. От дорожного полотна он был отделен кюветом и по периметру окружен деревянной решеткой.
В начале 70-х гг. XIX в. городской власти надоело содержать сквер в должном виде и встал вопрос об его уничтожении. Однако скверу повезло, именно в этот период времени к власти в губернии приходит Н А. Тройницкий и на площади в 1877 г. по его инициативе строится театр. Сквер получает право на новую жизнь уже при культурном учреждении как его часть. В 1908 г. Россия в честь столетнего юбилея Н. В. Гоголя городская дума приняла решение присвоить имя писателя скверу перед театром. Но это название не прижилось, и вятчане называли его по старинке – Театральным. В конце 1930-х гг. деревянный театр был сломан, а старый же сквер вырубили в годы Великой Отечественной войны.
5. Сад Антона Рудобельского
В начале XX в. овраг Засора в квартале от улицы Царевской до Николаевской (ныне – Свободы и Ленина) представлял собой жалкое зрелище и был совершенно запущен. За короткий промежуток времени садовод-экспериментатор А. Б. Рудобельский превратил его в цветущий сад. 12 октября 1905 г. овраг был отдан Рудобельскому в арендное содержание на 12 лет с оплатой 50 рублей ежегодно. Уже на следующий день Антон Бенедиктович приступил к работе, он мечтал выращивать в Вятке ягоды, фрукты и овощи, которых город прежде не знал. Уже скоро, несмотря на трудности, Рудобельского ждал успех. В 1906 г. он вырастил в старом овраге первые дыни, потом появились арбузы, кукуруза, крупноплодная земляника, тыква.
К 1917 г. Рудобельский превратил некогда заброшенный овраг в настоящий цветущий сад. В нем были разбиты клумбы и теплицы, посажены плодовые деревья и декоративные кустарники. На берегу оврага был выстроен павильон, в котором круглогодично продавали зелень и цветы. Весной город благоухал и утопал в зелени, в том числе разведенной Рудобельским персидской сиренью. После Октябрьской революции 1917 г. сад и магазин Рудобельского были национализированы, Антон Бенедиктович остался там работать садовником, но в конце 1934 г. его уволили, а следующем году, пребывавший в депрессии, садовник-энтузиаст умер. Территория его сада вошла в Горзеленхоз, который, к сожалению, уже в конце 1940-х гг. отказался от этой территории и овраг снова превратился в городскую свалку.
Садовод А. Б. Рудобельский делает клумбу с портретом Сталина. Начало 1930-х гг.
Вид на территорию, где ранее располагался сад Рудобельского. 2016 г.
В саду Рудобельского. Начало XX в.
Цветочный магазин Рудобельского. Начало XX в.
В саду Рудобельского. 1920-е гг.
А. Б. Рудобельский у клумбы в своем саду, который располагался в овраге Засора по ул. Горбачева в квартале от современных улиц Ленина и Свободы. Слева – павильон моментальной фотографии Ф. П. Ежова и дома по улице Горбачева. г. Вятка. 1927 г.