Наблюдение украинской жизни создает у меня впечатление, что, с одной стороны, нет в масштабах, бросающихся в глаза, русофобии, про которую уже несколько лет твердят российские средства массовой пропаганды. Она, конечно, есть, но это не то, чем пропитана атмосфера. Ее можно даже не заметить, если не ходить на сходки националистов в ее поисках. С другой стороны, есть совсем другая тема отношения к российскому государству. У существенной части населения оно негативное или очень негативное. Это тоже легко чувствуется. Не все разграничивают. Общение с одной пожилой украинкой началось с фразы: "Вы, русские, голосуете за Путина, а он..."
В опросах общественного мнения задается вопрос об отношении к России. И каждый интерпретирует его на свой лад: кто-то отвечает о своем отношении к РФ, к Путину, кто-то к стране. Я обращал внимание В. Паниото (Киевский международный институт социологии) на эту недопустимую для количественных методов двусмысленность. Но он ответил, что в целом по выборке ситуация выравнивается. Однако сейчас изменить методику сложно, т. к. нельзя будет выстраивать тренды.
Динамика зафиксированных настроений показывает резкий перелом в 2014 г. Это время травмы, вероятно, цивилизационного масштаба.
В сентябре 2019 года хорошо и очень хорошо относилось к России 54% украинцев, плохо или очень плохо — 35%,33 12% не определились.
В. Зеленский в интервью израильскому «Девятому телеканалу» точно, хотя и неожиданно косноязычно, сформулировал диагноз, подтверждаемый данными массовых опросов:
«Я ощущаю и чувствую, что это большая беда, которая навсегда. Вообще. Навсегда оставит шрам между Украиной и Россией. Рассосется ли этот шрам, я вообще не уверен. Но как-то же жили. Как-то что-то было. И было много. И были в составе одной страны – Советского Союза. И родственники, и сломленные семьи. И родственники, с которыми ты не общаешься, которые находятся там. И наоборот. <…> Мы не видим вообще решения конфликта без возвращения территориальной целостности»
Отношение к русским и российскому государству - это две разные темы, а стирание разницы между ними - простенький пропагандистский прием. Помню, еще в советское время один мой польский собеседник мне сказал: «Не путай отношение к русским и к российскому государству!»
Арка Дружбы народов стоит как прежде, если не считать маленьких деталей. C 2015 г. обсуждается вопрос ее демонтажа. Спорили: всю или только советскую часть? В 2018 г. активисты с разрешения властей рассекли арку черной чертой (акция "Трещина"), у боярина Бутурлина в композиции, посвященной воссоединению Украины с Россией, отбили нос. Но в 2017 г. идею демонтажа отложили: слишком дорого.