Печальная новость: в Орске будут сносить по-настоящему уникальное, необыкновенное здание.

Построено оно было в 1936 году по проекту легендарного голландского архитектора Марта Стама. Это – часть нереализованного проекта знаменитой школы «Баухауз», в которую входили ученые-энтузиасты со всего мира: немцы, швейцарцы, венгры, поляки…

Если коротко, то их целью было строительство «городов будущего» – городов, где ничего не строится просто так, где каждый миллиметр пространства просчитан, где все подчинено строгому замыслу. В группу строителей входили не только архитекторы, но и специалисты по транспорту, энергетике, экологии и пр. По идее, они должны были возвести сверхудобный, сверхпрактичный город с развитой, тщательно продуманной инфраструктурой, застроенный простенькими, но надежными домами с небольшими, дешевыми, но комфортными квартирами.

Понятно, что в уже существующем городе такого проекта не реализовать – будет мешаться старая застройка, коммуникации… Только с нуля, только в голом поле!

Поэтому одной из точек реализации этого проекта стал Орск: свободного пространства полно, потребность в зданиях колоссальная (тут как раз тогда возводились заводы-гиганты, теперь, увы, почти все разорившиеся), революционный задор и устремленность в будущее присутствуют. И вот в дикой степи, вдали от исторического центра, заложили так называемый Социалистический город. Грандиозный этот проект до ума так и не довели, почему – ну, было множество причин, сейчас не об этом… Но кое-что иностранцы построить все-таки успели.

И одним из первых домов Соцгорода стал детский сад. Страшненький внешне, без вычурных колонн, без и прочего, но он уникален. Кстати, это был первый садик Орска, построенный изначально для этой цели. До него детей расселяли по наспех приспособленным помещениям: в бывшем казначействе, бывших жилых домах и даже бывшей мечети…

Так вот: здание этого детсада признано аварийным, износ 71%, детей из него выселили в октябре. А сегодня сообщили, что его готовят к сносу. На территории уже начинают срезать металлические конструкции.

Сразу скажу: я не знаю, можно ли спасти этот дом. Тем более не знаю, как это сделать. Не хочу никого обвинять ни в коем случае. Но сердце кровью обливается.

 

Оригинал