Александр Евстифеев, кажется, забыл, кто, кого и как обманывал в Марий Эл по поводу транспорта. На днях в ходе обсуждения будущего празднования 75-летия Победы (нет, подготовка к празднику не началась сейчас. Она началась осенью 2019 года), он выдал следующий пассаж:
- Зашла речь о городском транспорте. Глава резонно спросил: а нужно ли нам такое количество перевозчиков? - цитирует хозяина "Медиапоток". - Ибо главная задача у некоторых — подорвать работу общественного транспорта. «Мы снижаем стоимость проезда в троллейбусах, чтобы удержать цены для жителей. А перевозчики выстраивают маршруты, дублируя их с общественным транспортом. Зачем это нужно? Возьмите пример с соседей, в Татарстане наведен с этим порядок».
В Татарстане вообще по многим аспектам наведен порядок. А что в Марий Эл, Евстифееву нужно напомнить, а может, и рассказать впервые. Ведь решающие события в этой сфере произошли еще до него.
Исчезновение автобусов
В те времена, когда трава была зеленее, общественный транспорт Йошкар-Олы был представлен автобусами и троллейбусами, и маршрутов было много больше, чем сегодня. При этом троллейбусы ходили до 11 часов вечера, а не до половины десятого. Но автобусы вскоре оказались не нужны, и не по экологическим причинам. Автобусный парк просто обанкротили. Водителям не выплачивали зарплату полтора года. Тогда люди, кое о чем догадывающиеся, говорили, что губернатор Маркелов хочет развалить автобусный парк из соображений личного обогащения. Что он хочет расчистить поляну каким-то другим перевозчикам ради откатов.
Водители автобусов протестовали, выходили на митинги. Тогда еще они ходили вместе с ЛДПР, это 2014-год, славные времена, когда "оппозиционные" партии еще хоть иногда могли сказать пару слов против губернатора и в целом политики в регионе. Ключевым фактором противостояния стала деморализация коллектива ПАТП, когда руководитель профсоюза в решающий момент кинул коллег и свалил куда-то. Говорили, что уехал из страны. Сейчас уже не особо интересно, куда он делся.
А на дорогах Йошкар-Олы вскоре начали появляться маршрутки.
Первые консервные банки
Это были незабываемые впечатления. В первых, преимущественно желтых газелях, невозможно было выпрямиться в полный рост, а на поворотах было по-настоящему страшно - не перевернется ли это ведро с болтами?
Маршрутки изначально ездили по тем же маршрутам, что и троллейбусы, так как это популярные маршруты, они выстроены достаточно хорошо и удобно. Какой им был смысл строить новые? Позже старые автобусы пришлось заменить банками покрупнее, там хотя бы можно было стоять. Но для перевозчиков это было не страшно, они все равно боролись за маршруты, так как прибыль, на самом деле, отличная, что бы они ни говорили. Это можно легко доказать за счет существования маршрута №50 - как раз новый маршрут, который окучивает недавно созданные микрорайоны "Мирный" и "Молодежный". Никаких троллейбусов или чего-то еще администрация туда запускать не собиралась. Там нет путей для троллейбуса, автобусов не существует в принципе. Все остальные маршруты разобраны ушлыми перевозчиками, на которых изначально и был расчет, когда губили автобусы. Конечно, ходят слухи о том, что они тащат откаты в мэрию или республиканское правительство (почвой для них является не только опыт жизни в российской действительности, но и то, что далеко не все маршрутки на популярных линиях оснащены в соответствии с требованиями минтранса Марий Эл для получения маршрута).
Итак, при чем тут маршрут 50. Около года назад перевозчики начали жаловаться, что им не хватает денег, что возить нерентабельно. И подняли тариф с 20 до 23 рублей. При этом насмешили население своими ценами типа 23 руб. 14 копеек. Через некоторое время все узнали, что это сделано, дабы не быть уличенными ФАС в картельном сговоре. Копейки, конечно, решают, и после этого ФАС уже не мог ничего предпринять. Но главное не в этом, а в том, что маршрутка №50 по-прежнему возит людей за 20 рублей, и как-то существует на не слишком-то популярном и населенном маршруте. До кучи, она лучше оборудована, это не Газель, а именно микроавтобус, нормальной высоты, с более-менее удобным расположением сидений. Каким же чудом зарабатывает владелец маршрута? Как-то вот получается. Другим же мало и 23 рублей с поездки, и они увеличивают прибыль за счет сокращения рабочих часов. Вместо работы до 11 вечера, как было раньше, они начали работать максимум до 10. При том, что в последние годы количество людей на улицах ночью увеличилось за счет открытия новых кафе и баров.
Откуда взялась такая разборчивость
За нее тоже заплатили жители транзитом через бюджет администрации. В 2016 году мэрия наняла приезжую пермскую компанию "РАДАР" для того, чтобы сделать общественный транспорт более эффективным. За это из бюджета города заплатили 5,6 млн руб. Компания что-то здесь поделала и уехала, а жители ничего не поняли. Да и не должны были. Радар действительно сделал транспорт более эффективным - для владельцев этого транспорта.
На полученные деньги они прикинули кое-какие схемы, для вида изменили один маршрут. Основная же цель была, вычислить, как люди ездят: в какое время больше пассажиров, сколько они в среднем проезжают на том или ином маршруте и т. п. Для этого были наняты местные жители, как пишут, специально обученные. Им дали часть денег (мэрия сама бы не догадалась до такого), чтобы эти люди стояли на остановках в разное время и считали, сколько человек куда едут. Появилась статистика. Ее не обнародовали полностью, по крайней мере, я не видел, чтобы где-то публиковали. Но результаты этой статистики вполне можно угадать. Видимо, выяснилось, какие маршруты особо прибыльные - как 11 и 2 номер троллейбуса, дублируемые также и маршрутками. Двойку дублирует 18-й, 11 троллейбус - не помню. Наверно, 24 или 30. Троллейбус десятку - 40-й, тоже очень хороший.
А вот маршруты типа того, что едет до Яна Крастыня, не особо прибыльны. Они, вероятно, достались тем, кто пришел в минтранс последним или беднейшим. До Крастыня маршрут всего один.
Поддержка мэрии?
Администрация субсидирует недополученные доходы муниципальному транспорту, в данном случае, только троллейбусу. Хотя он возит по 22 рубля и утверждает, что все мало. Если бы маршруток не было, троллейбусам бы хватало с лихвой, и еще можно было бы новые покупать.
Вместо этого мэр Маслов в 2017 году поддерживает банкротство парка. По его заявлению, это оздоровит его финансово. Да, мы знаем, что банкротство может быть оздоровительной процедурой. Для бизнесмена, который умеет проворачивать эту процедуру, списывая свои долги и начиная все заново. Для троллейбусного парка это, конечно, обернулось бы полным уничтожением. Все это поняли, и в треп Маслова об оздоровлении никто не поверил. Однако троллейбусы не исчезли и даже "обновились", если можно так сказать, за счет договора Евстифеева с Собяниным на московскую рухлядь - троллейбусы, списанные в столице, с уже отработанным сроком более 10 лет. Сейчас некоторые из них катаются по Йошкар-Оле, еще часть ожидает чего-то. Видимо, когда их приведут в порядок.
Зачем Евстифеев это сболтнул?
Саныч, вероятно, из-за отсутствия погружения в проблему транспорта, не вспомнил, что маршрутчики - это те, ради кого вся котовасия и затевалась. Ничего, потом одумается и в лучшем случае оставит все как есть, а может даже и снимет еще один троллейбусный маршрут (за последние несколько лет количество этих маршрутов снизилось почти вдвое).
Вместо того, чтобы тасовать машины, как карты в колоде, лучше бы взяли транспорт на муниципальный заказ, как это делается в нормальных городах, и вынудили бы их ходить по тому графику, который удобен жителям, а не водителям маршруток. Тогда они, может, заодно и перестанут начинать движение, не дождавшись, пока пассажир сядет, что ставит его под угрозу полета через всю маршрутку и вписывания лбом в заднюю дверь. А это фиаско, братан. Кажется, именно такие слова сказали Евстифееву по мотивам его попытки сократить очереди в поликлиниках личным визитом. Так же скажут и по поводу сокращения маршруток.