В первый день нашего нахождения на Занзибаре на острове отмечался праздник – День Занзибарской революции. Праздник отмечался без помпы, поэтому, если бы нам о нем вначале не сказали, а затем мы бы о нем не прочли, то мы бы его и не заметили.

Произошла эта революция аккурат за 16 дней до моего рождения, 12 января 1964 года. Дело было так.

В 1890 году под предлогом борьбы с рабством (а на маленьком Занзибаре продавали по 50 тыс. рабов в год с таким энтузиазмом, что в некоторых внутренних районах Танганьки в сотнях деревень не осталось ни одного жителя) Великобритания захватывает Султанат Занзибар и тот становится ее протекторатом. Работорговле и вправду приходит кирдык, зато в стране развивается торговля специями.

Англичане в Султанате сильно не зверствовали, и династия султана вместе с приближенными к ней индийскими семьями сохранила все свои позиции в землевладении и в бизнесе.

Начало 1960-х годов проходит в переговорах о предоставлении независимости султанату, и 10 декабря 1963 года наконец-то происходит радостное событие: Занзибар получает независимость. В это время Занзибаром правил 34-летний Джамшид-Сеид-бен-Абдулла, правивший страной лишь полгода после 50 лет правления своего деда и три года правления своего предшественника, 10-го султана Занзибара Абдуллаха-ибн-Халифы.

К этому времени на Занзибаре много десятилетий и даже веков живут и мирно жили и сосуществовали друг с другом четыре этнические группы: европейцы (несколько тысяч человек), выходцы из Индии, в основном потомки купцов, прибывшие из Индии в XII–XVI в.в. (их проживало 20 тыс.), арабы (около 60 тыс. человек, в основном аристократия и купцы, прибывшие в XVII-XIX веках из Омана), африканцы-суахили, составлявшие большинство населения, но считающие себя потомками не переселенцев с континента, а жителей султаната Килвы, основанного в XII веке выходцами из иранского города Шираз.

Африканцы Занзибара называли себя ширази, а их партия называлась «Африканско-ширазийский союз». Возглавлял ее Абейд Амани Каруме, шейх и интеллигентный человек, бывший матрос, пришедший в политику уже во взрослом 37-летнем возрасте. Его заместителем по партии был Джон Акелла, христианин, выходец из Уганды, который и вовсе работал в полиции Занзибара. Хотя партия Афро-ширазийский союз и была партией левого толка, никаких кровавых ужасов, а тем более проявлений национализма, от нее никто не ожидал. Я думаю, включая и самих руководил партии.

Первые выборы в парламент султаната 1961 года преподнесли сюрприз: хотя за партию «Афро-ширази» проголосовало большинство избирателей, она получает только 11 голосов из 22 и лишается возможности сформировать правительство султаната.

Количество мест в парламенте было увеличено до 23. В июле 1961 года состоялись новые выборы, в ходе которых партия Афро-Ширази получила 49,9 % голосов. Националистическая партия Занзибара (выражавшая позицию арабов) получила 35%. Тем не менее в парламенте обе партии получили по 10 мест. АШП не согласилась с результатами выборов. В стране вспыхнули беспорядки, в ходе которых погибло 68 человек.

В 1963 году число мест в местном парламенте было увеличено до 31. Новые выборы принесли АШП 54%. Однако, несмотря на это, партия получила лишь 13 мест, а ее противники улучшили свои позиции. После этих выборов правительство увольняет из полиции всех африканцев и запрещают партию Умма, отколовшуюся от правящей партии. Одним из уволенных был Джон Окело. Эволюция партии Умма приводит к тому, что партия Умма превращается в партию коммунистической идеологии.

После получения независимости правительство Занзибара попросило правительство Великобритании разместить в султанате батальон для обеспечения внутренней безопасности.

12 января восставшие, в основном члены Афро-ширазийской молодежной лиги, захватили полицейские участки, склады с оружием, телеграф, аэропорт. Султан и его приближенные сбежали из Занзибара. А. Каруме в это время находился в Танганьике, где скрывался от властей Султаната. Власть на Занзибаре оказалась в руках 27-летнего Джона Окелло, секретаря АШП на острове Пемба. Окелло провозгласил себя полевым маршалом и начал гонения в отношении арабов и индийцев.

Точное количество погибших точно не известно. Называют число и в 400, и в 5000, и в 20000 человек. Между прочим, численность населения султаната не превышала 300 тыс. человек. Таким образом получается, что в стране имел место чудовищный геноцид. Даже в том случае, если данные убитых завышены, мы видим чудовищное применение насилия, совершенно несопоставимое с целями революции.

А. Каруме вскоре прибыл на Занзибар, остановил маховик насилия, стал главой Народной Республики Занзибара, в том же 1964 году добился вхождения страны в состав единой страны Танганьики и Занзибара, которая получила название Танзания. В 1972 году его убили по заданию лидера коммунистической партии Умма Али Султани. Сегодня его мы можем видеть на всех монетах Танзании.

Джон Окело был лишен звания полевого маршала, выслан из страны в Кению, оттуда – в Уганду, где в 1971 году был расстрелян по приказу Иди Амина. А для нас события на Занзибаре 1964 года остаются напоминанием о том, как обман и фальсификация на выборах может стать толчком не просто к революции, а к неконтролируемому и бессмысленному насилию.

Оригинал