Текст проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», появившийся на сайте Госдумы, позволяет более определенно высказаться как по форме, в которой нам предлагают одобрить инициативы президента, так и по содержанию самих инициатив.
Сразу скажу, что относительно содержания я могу высказаться лишь поверхностно, поскольку не являюсь специалистом ни в области истории, ни в области политики. Про форму, как мне представляется, могу высказаться более уверенно.
Странное «двойное» название законопроекта («О поправке к Конституции» + «О совершенствовании регулирования…») объясняется Федеральным законом от 04.03.1998 №33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", который к двум видам законов, описанных в действующей Конституции (федеральные и федеральные конституционные), добавляет еще один вид – федеральный закон о поправке к Конституции. И у этих последних действительно специфический способ принятия, который вкратце устанавливается статьей 136 Конституции России.
Так что название юристы из администрации президента дали законопроекту соответствующее Закону №33-ФЗ. Но вот в остальном эти юристы, похоже, больше руководствовались указанием начальства, а не этим законом. Почитаем его внимательно:
Статья 2. Форма нормативного правового акта о поправке к Конституции Российской Федерации
- Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации (далее - поправки (поправка) к Конституции Российской Федерации) принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
- Под поправкой к Конституции Российской Федерации в настоящем Федеральном законе понимается любое изменение текста глав 3–8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.
- Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки.
Итак, само название закона намекает на то, что по каждой поправке (или группе связанных поправок) принимается отдельный закон, поскольку слово «поправка» употребляется в названии закона в единственном числе. Но на всякий случай законодатель уточнил в части 2 статьи 2, что одним законом охватываются лишь взаимосвязанные поправки.
И это неспроста. Конституция – это основополагающий правовой документ, она содержит правовые нормы в самом общем виде, в виде идей, она определяет дух правового регулирования в государстве. Ее расшифровка содержится в законах. Малые изменения в Конституции обладают эффектом мультипликатора: они могут привести к значительным сдвигам в правоприменении и в жизни людей. Поэтому конституции меняют осторожно и медленно, если, конечно, речь не идет о конституционных переворотах, когда конституции меняют «пакетом».
Законопроект, предложенный президентом, пытается впарить нам сразу пакет разнородных поправок. Тут и про Госсовет, и про судей Конституционного суда, но и про индексацию пенсий, чтобы не так больно было. Мне представляется, что юридически законопроект не вяжется с упомянутым законом о порядке принятия поправок к Конституции.
Гложет меня и еще одно сомнение. В Законе о порядке принятия вообще ничего не сказано, что в законе о поправке могут быть статьи, описывающие не поправки, а способ всенародного одобрения этих поправок. А в президентском законопроекте такая статья как раз есть: «Статья 2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти“ выносится на общероссийское голосование».
Что такое «общероссийское голосование», юристы вам не скажут, потому что термин этот в законах не описан. А юристы хорошо знают, что бывает, когда в законах нет определений терминов: бывает неправедный суд, волюнтаризм и мордобой.
Так что по форме предложенный Госдуме (ну, ей можно) и нам законопроект, мягко говоря, недоработан. И у меня даже есть подозрение почему. Но это уже – не про форму, а про содержание.