Кино со вкусом оленины
С 13 по 19 января в норвежском Тромсе 30-й проходил международный кинофестиваль «Tromsø International Film Festival 2020». Лозунг этого года звучит как «Frozen Land»(«Мерзлая земля»). В программу вошли несколько сотен художественных и документальных картин режиссеров из десятков стран мира: от США до Китая. «TIFF» считается самым крупным за Полярным кругом кинофестивалем. Причем, это не праздник «для своих», а поистине народное мероприятие. На одну неделю практически всё население (порядка 70 тысяч человек) северного городка полностью погружается в мир кинематографа. Зритель в прямом смысле слова голосует кроной – обычно продается около 60 тысяч билетов. И увидеть очередь на сеансы в кинозалы в 9 утра будничного дня – обычное явление.
Нова хвиля? Чи ні? (Новая волна? Или нет?)
Ленты транслируются на экранах самых разных кинотеатров. Особая фишка «TIFF» - это показы на свежем воздухе. В центре Тромсе разворачивается огромный экран, на котором традиционно демонстрируются мультфильмы для самых маленьких зрителей. Там же из года в год проходит торжественное открытие кинофестиваля. В Норвегии с большим уважением относятся к коренным народам. И «Tromsø International Film Festival 2020» - не стал исключением - музыкальная программа открытия состояла из шведско-канадского дуэта саамских девушек. А продрогшим от липкого снега зрителям предлагалась согреться у костра в саамской куваксе, где можно было угоститься ароматным бульоном из оленины. Прекрасный ужин на свежем воздухе под кино – что может быть лучше?
Традиционно на суд зрителей и авторитетного жюри представлены и российские ленты. Лично я, например, именно здесь 5 лет назад смог посмотреть скандальный «Левиафан» (18+) в оригинальной версии – то есть с ненормативной лексикой. А в этом году особняком на «TIFF 2020» был выделен целый блок украинских фильмов таких режиссеров, как Валентин Васянович, Владимир Тихий, Сергей Лозница, Роман Бондарчук. Последний в качестве гостя был приглашен на кинофестиваль, лично представлял несколько своих картин и общался после показов со зрителями. Как рассказал режиссер, украинское кино последнее время довольно востребовано на международных фестивалях. И связано это, конечно, с изменениям в их стране.
- Я закончил киношколу в 2005 году и долго не понимал, как могу заниматься своей профессией. Я снял несколько документальных ленты, а затем стал ездить по европейским питченгам ( Питчинг - устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. На встрече с инвесторами ты должен доказать, что у твоего фильма будет будущее, максимально заинтересовать потенциальных спонсоров – прим.автора). И на эти европейские питченги стали ездить и другие украинские режиссеры, так появилась большая волна интересного документального кино. Параллельно с этим, примерно с 2014 года, в Украине нормально и прозрачно заработала такая же система в государственном агентстве кинематографии. И если ты правильно подал заявку, и это интересный проект – то тебя допускают к питченгу, на котором сидят эксперты и признанные профессионалы индустрии, и ты можешь получить финансирование. Это действительно прорыв – много фильмов стало появляться.
- А какие страны Европы наиболее заинтересованы в украинском кино?
- Германия и Франция на первом месте, им интересен внешний мир. И у них есть общественный телеканал «Arte», который работает на две страны и существует за счет налогов. У них есть комиссионеры, которые ездят по разным фестивалям и форумам и ищут новых авторов. А вот сейчас и Норвегия обратила внимание на то, что у украинского кино образовалась какая-то критическая масса. Ленты ездят на кинофестивали класса «А», они получают призы, чего еще 5 лет назад не было. Были одиночные прорывы отчаянных энтузиастов, типа фильма «Племя» (18+) Мирослава Слабошпицкого. Или картины Сергея Лозницы. Но это были единицы, а сейчас есть что показать. Главное, чтоб в этой новой волне волна шла за волной… И лишь спустя некоторое время можно точно будет с уверенностью сказать, что это появилась новая волна.
Война была одна на всех
В настоящее время в Норвегии проводится большая региональная реформа, касающаяся изменения административно-территориального деления страны и направленная на сокращение числа регионов. 15 из 19 губерний уже прошли процесс объединения, и с нового 2020 года Северное Королевство состоит из 11 губерний. Перемены коснулись и двух постоянных партнеров Мурманской области – с 1 января две самые северные губернии Трумс и Финнмарк, также были объединены в одну, которая отныне получила довольно простое название – Трумс и Финнмарк. В ее состав входят 40 коммун, а административным центром стал город Тромсе. Понятно, при любых реформах происходит смена начальников и их подчиненных – и для того, чтобы наладить контакты с новым руководством в сфере культуры губернии Трумс и Финнмарк прибыл министр культуры Мурманской области Евгений Гоман. Тоже, кстати, новый человек, курирующий культурную жизнь Кольского Заполярья. Как позже, уже по возвращению домой, сидя в аэропорту мне рассказал Евгений Владимирович, все встречи оказались весьма продуктивными.
- Мне пришлось создавать ряд сетей международного сотрудничества. Два дня с утра до вечера, практически каждый час в разных частях Тромсе, я встречался с новыми людьми. И с каждым человеком был конкретный результативный разговор. Фактически со всеми ключевыми фигурами новой объединённой губернии я успел пообщаться. Мы уже имеем договоренность встретиться в апреле, мае, октябре. Но раскрывать детали проектов пока сложно, ведь это все сейчас происходит на стадии переговоров. Однозначно, что у нас будет развитие проектов, связанных с театром и кино. Например, саамский институт коренных народов из Киркенеса очень заинтересовался развитием киноискусства для наших саамов и этой весной мы должны встретиться в Мурманске для более детального обсуждения этого, - пояснил Евгений Гоман.
Но, помимо встреч с новыми начальниками, министр культуры, конечно, не мог пройти мимо кинофестивальных показов, тем более, что Евгений Гоман в разных статусах ранее сам ни раз участвовал в «Tromsø International Film Festival». И в первый день своего визита он поспешил занять место в зрительном зале старейшего кинотеатра Северной Европы, который работает с 1915 года, где состоялся показ ленты студии документальных фильмов «Рек.А» «Сегодня на Мурманском направлении...» (12+).
Как пояснил на своей вступительной речи продюсер фильма Михаил Бродер, ленты мурманской студии в рамках «TIFF» демонстрируются уже в пятый раз. Что само по себе достаточно уникально для международного кинофестиваля, старающегося каждый раз удивить зрителей. Российская премьера «Сегодня на Мурманском направлении...» (12+) состоялась 7 октября прошлого года в столице Заполярья и была приурочена к 75-летию со дня начала Петсамо-Киркенесской операции, в ходе которой Красная армия разгромила немецко-фашистские войска в Заполярье и освободила Восточный Финнмарк.
- К сожалению, сейчас отношения между нашими странами переживают не самые лучшие времена. Политики с обеих сторон никак не могут прийти к общему знаменателю, к общему уравнению. Но мы должны помнить, что 75 лет назад наши страны были вместе. Потому что война – она была одна на всех. Война – это кровь, страх, страдания. Все предыдущие наши фильмы о Великой Отечественной объединяет единое повествование, а лента, представленная сейчас состоит из нескольких новелл, объединенных темой войны. Фильм не просто напомнит, а расскажет о неизвестных страницах войны на Севере. Смотрите, и не забывай то, о чем я сказал – война у нас была одна, - заявил полному залу Михаил Бродер.
Новая документальная лента студии «Рек.А» - это уже третья картина творческой группы (Светлана Бокова, Валерий Гавель, Александр Знаскевич, Михаил Крюков) о событиях военных лет. В ней рассказывается о малоизвестных фактах Великой Отечественной: о государственной границе на хребте Муста-Тунтури, о том, как единственная бомбардировка советских самолетов в начале войны на две недели парализовала движение немецко-фашистских войск к фронту. И даже о тайной военной операции подводного флота Германии в Кольском заливе в январе 1945 года.
Зазвучит по-новому
Помимо свежих лент, в программе международного фестиваля неизменно есть и парочка ретро-фильмов. В этом году это были знакомые многим еще по видеосалонам, «Тельма и Луиза»(16+) великого Ридли Скотта и фантастический триллер «Они живут» (18+), снятый культовым мастером ужасов Джоном Карпентером. Но уютный VHS-сный Голливуд 80-х и 90-х, конечно, меркнет перед классикой советского кинематографа начала 20-го века. На «TIFF» существует уникальный проект музыкального озвучивания немых фильмов. В разные годы новое музыкальное сопровождение получили и с успехом были представлены публике такие фильмы, как: «Мать» (0+) режиссера Пудовкина, классика немого кино «Метрополис» (0+) Фрица Ланга, «Гвоздь в сапоге» (0+) Михаила Калатозова, комедия времен НЭПа «Дом на Трубной» (0+) и многие другие раритеты.
В этом году живой саундтрек, созданный интернациональной командой, получил фильм 1926 года. Это советская чёрно-белая психологическая драма «По закону» (0+) режиссёра Льва Кулешова по мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное». Главные роли исполнили супруга режиссёра Александра Хохлова, Сергей Комаров и Владимир Фогель. Историки кино считают, что данная лента имеет важное значение для развития русского кинематографа.
Над озвучкой ленты работал международный квартет, состоящий из русских и норвежских музыкантов. Зрители услышать вокал, гитары, саксофон и виолончель. За струнный смычковый музыкальный инструмент отвечала мурманчанка Екатерина Охраминская. Артистке ансамбля «Легкие люди» предстояло за четыре дня совместно с партнерами из Северного Королевства отрепетировать саундтрек, и представить его на суд публики пятничным вечером 17 января.
- Репетировать было не трудно. Сначала мы все просто встретились, выпили кофе и попытались договориться, что называется, «на берегу», то есть еще до начала совместной работы. Мы не были знакомы ранее даже заочно. Ведь направление у этих музыкантов совсем не «классическое». Они скорее занимаются тяжелой альтернативной музыкой. Так, в проекте задействована семейная пара Кьетил Нернес и Карин Парк – участники нойз-рок-группы ÅRABROT, за спиной у которой победа на конкурсе «Spelleman Awards» (норвежский аналог «Грэмми»). Они используют вокал, гитары и кучу разных электронных примочек. Третий участник - саксофонист Сондре А. Клевен – участник множества джазовых фестивалей. И – я, классический музыкант. То есть мы все очень разные и перед первой репетицией был некий страх в глазах, но мы сначала посидели, просто пообщались. Даже обсудили, какие музыкальные группы слушаем, как ни странно, это тоже важно оказалось. Когда я ехала в Тромсе, то не знала, как мы будем фиксироваться полученный результат, ведь мы потом отправимся в турне, я купила даже специально нотную тетрадку, но она мне не понадобилась. Я, пожалуй, первый раз в жизни работаю без нот. Мы придумываем, ничего не записываем, и каждый раз, получается, звучим немного по- иному, - рассказала Екатерина Охраминская.
Показ озвученной международным квартетом ленты «По закону» вызвал бурные овации у зрителей. Кстати, мурманские поклонники такого необычного формата тоже смогут посмотреть обновленную драму Кулешова. Демонстрация черно-белого фильма под новое музыкальное сопровождение в столице Заполярья состоится этой весной и будет демонстрироваться в рамках фестиваля «Птица Баренц».
Северный Характер
Стоит отметить, что «TIFF» уже который год является постоянным партнером международного кинофестиваля «Северного Характера», который проходит в Мурманской области. При поддержке «Tromsø International Film Festival » в Мурманске, например, состоялся показ фильмов в кинотеатре под открытым небом, знакомство жителей города со звездами скандинавского кинематографа, показ документальных лент, снятых на севере.
В этом году на участие в «Северном Характере» поступила 121 фильм из России, Финляндии, Норвегии, Белоруссии, Армении, Турции, Германии, Казахстана и Эстонии. Больше всего работ, как обычно прислали российские журналисты и кинематографисты – 83, при этом почти половину из них составляют короткометражки. Теперь экспертному совету предстоит определить список картин, которые войдут в конкурсную программу фестиваля и смогут бороться за главные награды.
- Нам все полученные ленты надо будет отсмотреть и отобрать максимум 22 часа фильмов, больше мы не сможет показать, из которых предстоит сформировать программу. Тема этого года «Север будущего» и нам хочется взять несколько хэдлайнеров, которые как раз бы и отвечали за эту тему. Второе направление – экология. Поэтому мы очень ждем работ, связанных с защитой окружающей среды. Еще один ракурс – семейный просмотр полнометражных фильмов. В 2020-м первый раз будет номинация «Полнометражный фильм», - пояснила президент фестиваля Светлана Солдатова.
А председателем международного жюри 12-го кинофестиваля «Северный Характер», который начнется 18 марта в Заполярном и затем, с 19 по 22 марта, продлится в Мурманске, в этом году станет норвежка Марта Отте, которая 15 лет была директором «Tromsø International Film Festival ». Она родилась в США, в Норвегии окончила философский факультет университета Тромсё, возглавляла Киноклуб северной Норвегии. В прошлом году Марта оставила должность руководителя «TIFF», но не покинула его, а выступила в роли программного директора и намерена продолжать заниматься его развитием.
- Мы очень надеемся, что визит Марты усилит наше жюри, в котором всегда есть представители четырех стран. Жюри делится на пополам. Одна часть осматривает документальные работы, вторая – художественные. И всех мобилизует председатель, которым в этом году стала Марта Отте – человек с безупречным кинематографическим вкусом. И судя по программе «TIFF”а» она всегда выбирает фильмы социально направленности, а это то, что нам важно и как раз пересекается с журналистским направлением фестиваля. Потому что журналисты тоже всегда любят актуальные проблемы, - уверена Светлана Солдатова.
А что касается юбилейного «Tromsø International Film Festival 2020» - главный приз «Аврора» достался фильму «Атлантида» (18+) украинского режиссера Валентина Васяновича. Все роли в фильме сыграли только непрофессиональные актёры. Действия драмы разворачиваются в 2025-м, спустя год после того, как Украина победила в войне с Россией. Ожидаемая ли была награда? Вполне. Справедливая ли? Я не кинокритик. Но уверен, что в отечественный прокат эта лента точно не пойдет, и оценить восторженное мнение международного жюри российский зритель точно не сможет. По крайне мере – не в ближайшее время….Хотя на самом деле это вполне антивоенный фильм, в котором показан весь ужас, который происходит когда братские народы начинают убивать друг друга.
Александр Борисов (Тромсе, Норвегия), фото автора