Зоя Космодемьянская имеет две ипостаси. С одной стороны, это реальная девушка-диверсант, героически выполнявшая Приказ Ставки Верховного Главного Командования №0428 о превращении прифронтовой зоны Подмосковья в выжженную землю, непригодную для зимовки нацистов и, естественно, оставшихся там местных жителей. Роль очень противоречивая. И это проявилось в том, что она была схвачена с помощью местных жителей, которые не были предателями, а просто хотели выжить (см. реконструкцию ситуации историком М. Гориновым).
С другой стороны, потребности сначала войны, а потом и вообще патриотического воспитания породили миф о Зое Космодемьянской, который должен был показывать народу образец служения Родине. Для граждан СССР Зоя стала такой же вдохновляющей мифологической фигурой, как для французов Жанн Д'Арк.
Этот миф, как и любой иной, зачищен от моральных противоречий, историческое описание скорректировано в сторону обвинения бесчеловечных нацистов и предателей. Например, до 2000 г. была засекречена информация о туманной роли в этом деле комсорга диверсионной группы Клубкова.
Кукрыниксы. Картина «Таня». 1942 г.
Сотворение мифа началось сразу же после обнародования в прессе описания подвига (см.). Зоя стала первой женщиной, которой в годы ВОВ присвоили звание Героя Советского Союза. Она в том или ином масштабе запечатлена минимум в четырех советских фильмах.
Противоречие между реальным прошлым и мифом стало, видимо, причиной того, что документы, касающиеся этого события были рассекречены только через 61 год.
В годы перестройки началась деконструкция мифа. Во втором десятилетии XXI в., когда ВОВ превратилась в главное пространство патриотического мифотворчества, к мифу о Зое вернулись, попытавшись сделать его более реалистичным. В 2019 г. начались съемки нового фильма о Зое Космодемьянской. Стилистика новой эпохи уже не требует следования канонам социалистического примитивизма, поэтому даже в мифе ситуация может быть полна противоречий.
Случай с Зоей - типичный пример расщепления личности - исторической и мифологической. И вечный вопрос: народу нужна правда или вдохновляющие образы? И не стоит путать историю и миф, судить одну реальность по меркам иной реальности. У каждой своя логика.