После отставки и ареста Леонида Маркелова гораздо громче стала звучать критика властей гражданами, жалобы на свои проблемы, в коих жалобщики винят власть. Из-за бедности Марий Эл развитие интернета здесь шло с запозданием, и только после 2017 года аккаунты в социальных сетях появились у большинства. Тогда же под влиянием крупных городов к большинству населения Марий Эл пришло представление, что в интернете можно не только покупать и общаться на личные темы, но и жаловаться с перспективой, что многие увидят эти жалобы. Но главная причина изменений – менталитет нового Главы и его сподвижников. Они уверены, что ключ от их власти и положения лежит в администрации президента в Москве, а местный инфошум для них не важен. Маркелов обижался на критику, Евстифееву плевать на нее. Маркелов арестовывал тиражи оппозиционных газет, сажал политических оппонентов в тюрьму, добивался выплаты ими штрафов, выдавливал их из Марий Эл, их избивали неизвестные хулиганы. Евстифеев ничего подобного не делает. Маркеловский страх после 2017 года ушел у тысяч людей.
Нужно отметить, что свобода критики властей гражданами на судьбу этих властей не влияет, особенно если на то нет воли группы интересов внутри самой власти. Нет никаких доказательств, что отставка Сергея Сметанина связана с тем, что про него писали в интернете в последнее время. Не решена и не факт, что будет решена проблема нечистот в Звенигово, несмотря на весь хайп вокруг ситуации. Как говорил в свое время министр обороны России Павел Грачев «вы имеете право писать про нас, что хотите, а мы имеем право игнорировать ваше мнение». Выборы в органы власти Марий Эл в 2019 году подтвердили власть правящей группировки над Марий Эл.
Однако вышеуказанную либерализацию перебьет другая тенденция – общероссийская. Ужесточение политического кого режима в Марий Эл теперь связано не с местным Главой (Маркелов в начале 2000-х опередил общероссийский тренд лет на 15), а только и исключительно с Владимиром Путиным и его ближайшими сподвижниками. Проблемы теперь не у противников Евстифеева в Марий Эл, а у противников Путина здесь: эти категории пересекаются, но только частично. Применительно к Марий Эл уже цели Путина и исполнителей его воли таковы:
- Ограничение деятельности иностранных СМИ (Радио Свобода, потом Медуза и все СМИ с минимальным иностранным финансированием) вплоть до прямых запретов и блокировок. Это особенно важно сделать в бедном регионе, где состоятельных людей, способных содержать региональное СМИ, и не стоящих перед властями в позе «чего изволите», почти нет, а зарабатывать на рекламе СМИ из-за бедности населения невозможно. Репрессии против неугодных журналистов. Запрет деятельности правозащитных организаций, встающих на сторону гражданина в конфликте с государством (см. процесс против «Человека и закона», роспуск Комитета против пыток).
- Нерегистрация партий "несистемной оппозиции" – коммунистов левее КПРФ, русских националистов, Навального. Репрессии против активистов «несистемной оппозиции» - огромные штрафы, посадки. Недоверие властей к марийскому национализму, кроме как к своим шестеркам. Глава Марий Эл не как выбор избирателей, а как наместник Москвы в регионе. Сохранение негласных договоренностей с «системной оппозицией»: вы существуете, но за власть всерьез не боритесь.
- Переход контроля над всей сколько-нибудь крупной региональной собственностью в руки ближнего круга Путина (см. «Акашево»). Продолжение и завершение уголовных дел в отношении предпринимателей под условием отказа от бизнеса и передачи активов под самыми разными предлогами (задержки зарплаты, неуплата налогов, мошенничество и растрата кредитов и бюджетных средств). Смотрите дело Маркелова, судьбу Криваша. Создание для всех нелояльных проблем с работой, что в условиях прямого или косвенного контроля государства над всей собственностью или бизнесами Марий Эл сделать легко.
- Массовые уголовные дела и выдавливание из страны всех сторонников нетрадиционных религий, что ислам (таблиги, нурсисты, хизбы - их организации признаны экстремистскими и запрещены в РФ), что христианство (Свидетели Иеговы*), что буддизм (кришнаиты*, аум*, йога) и прочие саентологи. Зачистка религиозного пространства.
- Создание российского файрвола, отключение Рунета от глобальной Сети, фильтрация внешнего контента, изоляция интернет-пространства.
Эти задачи пока не выполнены в полной мере, но этот час уже недалек. Все это отразиться и на нынешних марийских жалобщиках в социальных сетях. Так что послабления времен безразличного Евстифеева в Марий Эл в перспективе окажутся «обманувшей весной».