После того как министр образования О. Васильева рекомендовала школам освободить детей от заданных на дом уроков в период новогодних каникул, поднялся девятый вал родительских протестов, требующих вернуть взрослым время, которое они вынуждены тратить на общение с ребенком по поводу учебных дисциплин. Губернатор Белгородской области Н. Савченко выступил с инициативой о полной отмене домашних заданий. Депутаты Госдумы от "Единой России" (в частности, Е. Аршинова, координатор партийного проекта "Новая школа") поддержали его в этом мнении, мол, пускай ученики со всем объемом программы справляются в стенах учебных заведений. Все как обычно: представители партии власти оперируют полуправдой.

В настоящих условиях сама идея "школы полного дня", о которой вспомнил белгородский губернатор, вызывает огромные сомнения. Подавляющее большинство городских школ сегодня переполнены, проводят занятия в две, где-то в три смены, и в них отсутствует элементарная возможность физического размещения учеников на своих площадях. Не хватает спортзалов, нет актовых залов, дефицитными являются места в столовых и гардеробах (тут достаточно вспомнить нашумевший случай в одной из образовательных организаций о введении платного гардероба, где одежду можно было аккуратно повесить). В сельских школах, с другой стороны, в связи с подушевым нормативным финансированием нет педагогов. Оставшиеся учителя вынуждены вести не только смежные специальности, потому преподавание иностранного языка физруками, музыки географами, а химии филологами совсем не редкие случаи в нашей стране. Впрочем, кадровый дефицит ощущается и в городской местности.

Будучи неспособными решить собственные задачи в интересах граждан, чиновники и депутаты по традиции лезут в чужую епархию. Они убеждены, что без них в системе образования никто не догадается, чему и как учить, потому еженедельно спускают десятки требований о проведении тех или иных мероприятий и единых уроков. И хотя руководствуются они, естественно, популистскими целями привлечения на свою сторону недальновидной публики, но, очевидно для здравомыслящих людей, доля истины в возмущении перегруженностью домашними заданиями есть. Умалчивается лишь об одном - о том, что виной тому предыдущие решения всей этой правящей братии.

Вследствие выстраивания глубоко порочной системы школьной "вертикали власти" по аналогии с политической образовательные организации и учителя на протяжении полутора десятилетий усиленно превращаются в "болванчиков", тупых исполнителей распоряжений вышестоящих инстанций и прочих структур из разнообразных сфер. Созданы механизмы тотального и непрерывного контроля за результатами труда педагогов, из которого постоянно выхолащивается творческая составляющая. Именно чиновники и депутаты определили, что миллионы детей в едином режиме, едином темпе, по единым стандартам, программам и учебникам должны осваивать определенные объемы знаний (умений, компетенций) и именно они загнали учителей в настолько узкие, тесные рамки, что сама министр образования признает, что далеко не одни мизерные зарплаты пугают выпускников педагогических факультетов так, что те шарахаются от школы.

Все это время мириады докторов и кандидатов, методистов и расплодившихся академий повышения квалификации не удосужились заняться проблемой, насколько вообще нынешняя образовательная программа, в которую пихают все от финансовой грамотности до шахмат, от религиозных учений до насильственных профориентационных курсов при уплотнении материала по ряду предметов сразу на два учебных года (!) посильна ребенку. Насколько посильно учителю обучить 30 человек в классе и при его обычной теперь нагрузке несколько сотен (!) детей в школе. Вместо этого введены ежегодные всероссийские проверочные работы, различного рода тестирования и мониторинги, отслеживающие буквально каждый шаг учителя, который обязан научить всякого школьника определенной сумме знаний и умений к конкретному сроку. Практика показывает, что для значительной массы детей и учителей заданные скорости и требования невыполнимы. Несчастные учителя вынуждены "добирать" результат через домашние задания и прессинг родителей.

Однако что ждать от методистов, если сами они под колпаком неусыпного контроля? Мои знакомые преподаватели института повышения квалификации вынуждены были уволиться из-за необходимости постоянного "высиживания" часов. Одна мечтала написать докторскую, но за пять лет работы так и не смогла к ней приступить по причине бесконечного вала отчетов и бессмысленных поручений. Дошло до того, что контролеры приезжали в другой город поздно вечером в пятницу, чтобы проверить, находится ли она со слушателями на заявленных курсах. При этом содержание самих курсов мало кого интересовало - контролеры в этом ничего не понимают. Главное было высидеть часы.

Принцип самостоятельности школ, некогда заявленный реформаторами системы образования, практически ликвидирован. Школьные коллективы строем шагают статистами на мероприятия, придуманные чиновниками "для галочки", эффективно выполняют работу, которую вообще ненужно делать. Фактически ничего не осталось от заявленного принципа общественно-государственного управления образовательными организациями, потому что мнение родительской, ученической и педагогической общественности (если, конечно, это не пустячная кляуза) мало кого интересует, гораздо больше ценится беспрекословное исполнение указаний начальства, насколько бы безумны они ни были.

Качество современного школьного образования не выдерживает никакой критики. Один тот факт, что вершиной достижений признаются 100 баллов по ЕГЭ, не предполагающего сколько-нибудь творческих заданий, заданий на оригинальность, критичность, нестандартность мышления, говорит о многом. Ради этой вершины нужна "зубрежка" и муштра в том самом виде, в каком она существовала при воспеваемом ныне царизме. Так что без домашних заданий здесь никак. То есть без них можно, но при этом родителям придется отказаться от перспектив получения их ребенком в дальнейшем серьезного профессионального образования. Так что выбор за родителями. Насчет детей губернаторов и депутатов беспокоиться не приходится. Они место свое найдут.

Оригинал