В Липецкой области один ученик побил другого после уроков во дворе школы. При этом поколоченный мальчишка неудачно упал, получил серьезную травму, потребовалась операция. Родители пострадавшего обратились в районный суд с иском о компенсации вреда, и тот взыскал его с семьи хулигана. При апелляции в областном суде вердикт устоял. Однако в наше время есть немало мамаш и папаш, которые в отстаивании своего чада и позиции, что в его поведении виноват кто угодно, кроме них и самого чада, готовы дойти хоть до Верховного суда. И эти дошли.

Верховный суд, который не видит ничего противоестественного в штамповке приговоров с реальными сроками заключения молодым людям, принимавшим участие в акциях протеста, видимо, весь свой гуманизм направил на эту обиженную правосудием семью. Решения нижестоящих инстанций отменены. Ответственность за поведение детей после занятий возложена на школу. Драчун и его родственники торжествуют.

Похоже, традиционное для советского кинематографа изображение балбеса с опущенной головой возле разбитого оконного стекла навсегда кануло в лету. Очередное достижение эпохи суверенной демократии — наглая ухмылка недоросля: «Недосмотрели за мной!» и обличительная поза родителя с указующим перстом: «Это все они, бездарные педагоги!» В правовой системе РФ с опущенными головами за проступки учащихся стоят школьные администраторы и учителя.

Безусловно, школа должна заниматься вопросами воспитания и безопасности, но от любого заявления власти по этому поводу дурно пахнет, буквально несет лицемерием. Ведь на практике нужно конкретизировать, кто именно станет выполнять те или иные обязанности, и нужно создать для этого соответствующие условия.

Кто должен остановить драку в пустующем школьном дворе после занятий? Это мог бы сделать, наверное, даже дворник, но, к примеру, в нашем муниципалитете ни в одном учебном заведении ставок дворников нет, так как на них не хватает бюджетных средств. От выпавшего снега территорию чистят сторожа, уборщицы, завхозы и сами директора.

Но, если нет дворника, тогда, быть может, школьный психолог? Но и их нет в половине школ. А о дефектологах и логопедах даже мечтать не приходится: много лет введение дополнительных ставок запрещено финансистами, выделяемые лимиты фондов оплаты труда подобного шага не предусматривают. Между тем Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в школе предполагает одну ставку дефектолога и одну ставку логопеда на каждые 6–12 детей с ограниченными возможностями здоровья, одну ставку психолога на 20 таких детей. Иначе как выполнять требования закона об обучении? В обычной городской школе численность учеников с ОВЗ около полусотни, по нормативам нужны несколько вышеназванных специалистов. А их нет! Не то что по двору провожать, в принципе нет!

Если нет психолога, тогда, может быть, учитель математики или русского языка? За проверку тетрадей им же сейчас почти не платят, значит, можно не проверять. Однако чтобы достичь средней зарплаты по экономике региона, чем у нас очень гордятся, учитель вынужден вести две ставки. Потому, когда пятиклассник пошел домой, учитель отправляется в десятый класс, а потом во вторую смену в шестой или восьмой. Он мог бы, конечно, уйти во двор, но отвечает за безопасность на занятиях тоже. Ладно, ничему не научит, так в кабинете вдруг подерутся. Или в коридоре, или в туалете.

Раз учитель не может, тогда завуч? Все остальные должности сократили во времена оптимизации. Только завучу за день нужно заполнить несколько срочных отчетов, мониторингов, информационных справок, а между этим попытаться выкроить минуту-другую на классно-обобщающий контроль, ответы педагогам по рабочим моментам, рассмотрение жалоб и обращений, беседы с «трудными» и посещение квартир неблагополучных (в Краснокамске завуча посадили за непосещение в летний отпуск).

Снять проблему мог бы институт освобожденных классных руководителей, но у нас и неосвобожденным-то практически не платят, так, одну тысячу в месяц. Какой-нибудь чиновник за эти деньги мигнуть не успеет. На освобожденных классных руководителей пришлось бы затратить миллиардов пять, а Государственная Дума, планомерно реализуя национальный проект «Образование», в нынешнем декабре сняла с отрасли 5 млрд и передала их силовым ведомствам. Вероятно, с поручением на эти деньги проверить, как школы обеспечивают безопасность.
Значит, остается директор. Думаю, в этом вопросе современное государство и общество смогут найти консенсус. Директор - единственный свободный сотрудник образовательной организации. К тому же директоров можно менять как перчатки, ведь командовать всякий умеет. Вот пускай и находится целыми днями на земельном участке, отведенном под школьную территорию. Кабинет, кстати, можно приспособить под иные школьные нужды, чтобы разгрузить вторую (где-то третью) смены.

…Время сейчас эпическое. Народ вновь начал слагать былины, цитаты из которых разносятся интернетом:

Повышение квартплаты - педагоги виноваты;
Революция грядет - был учитель идиот.
Не уплачены налоги - вот уроды педагоги.
С бабой справиться не смог ... Кто виновен? Педагог.
Коли бросила вас милка, воспитала так училка!
Дождь прошел и грянул холод - виновата в этом школа.
Ваш придурок пьет и курит? Все! Учительша халтурит,
Из-за ней из года в год ваш мужик вас бьет и пьет.
Платят вам, как кот наплакал? Все учитель, гад, нахапал.
Коль в стране жара иль град, то учитель виноват.
Урожая ни хрена - педагогов тут вина.
Коль в стране везде бардак - педагоги гонят брак!
Не справляется правитель - виноват во всем учитель…

Оригинал