Общественник из Перми Игорь Аверкиев провел публичную лекцию в Йошкар-Оле. Большая ее часть была посвящена гражданскому обществу, но начали с темы демократии, прав и общемирового устройства.

Демократия сверху стоит немногого

По словам Аверкиева, демократия может быть традиционной и проектной. Традиционная - это как во Франции и США, когда демократические принципы развивались медленно, в течение примерно трех сотен лет. В России демократия была проектной, после распада Союза нам ее просто “подарили”, спустили сверху. И поскольку русский народ не боролся за демократические ценности, они для него и не ценности.

Сейчас почти во всем мире есть выборы, то есть формально правитель избирается демократическим путем, но в таких странах, как Россия, Казахстан, страны Латинской Америки, избирают на них не либералов и демократов, а диктаторов.

Почему правительство заинтересовано в выборах

На сегодня это единственный способ легитимизации власти. Раньше она передавалась по наследству, и если человек был сыном царя, он восседал на престол и все признавали его власть. Кто-то завоевывал власть силой, и тогда тоже было очень опасно возражать - все соглашались: “да, хан, ты наш повелитель, мы платим тебе налоги. Но это ничего, через несколько веков мы будем платить в разы больше человеку, который по документам является нашим слугой”. Сейчас же заставить всех поверить в то, что ты правитель, и завоевать доверие можно только на выборах. 

- Но выборы работает только до тех пор, пока кто-то не скажет, что он не верит их результатам, - говорит Аверкиев. -  Тогда все обрушивается. В Америке одна партия усомнилась в выборах, и теперь самая демократичная страна находится в хаосе. Впервые избранный президент может быть не признан. И в следующий раз у многих будет возникать мысль: "А честные ли были выборы?" Как только это происходит, демократия заканчивается.

Почему люди захотели демократии

- Все заметили, что демократия формируется там, где появляется много лишних денег, - продолжает спикер. - Простая страна не может позволить себе большего, чем кормить своих жителей. Чтобы было много юристов, журналистов и т. д., нужно много денег, т. к. парламент, допустим, очень дорогая вещь. Как и сбор налогов. Чтобы нормально собирать налоги, надо много денег. <...>

Первая солидная демократия в Афинах совпала с открытием серебряных рудников в Аттике, и афинское государство стало самым мощным изготовителем валюты того времени. Как только рудники были исчерпаны, афинская демократия еще какое-то время эксплуатировала свои колонии, а потом, когда сверхренты ушли, их демократия обрушилась.

Народное собрание в Афинах происходило раз в 9 дней. Всем платили деньги за участие в нем, каждый афинянин получал средний суточный заработок ремесленника.

Если бы у нас была такая практика, публичные слушания стали бы значительно популярнее. И, возможно, когда мэрия Йошкар-Олы вынесла на эти слушания бюджет на три года вперед, который должен функционировать черт пойми как (к 2022 году он уменьшается почти в полтора раза), нашелся бы хоть один человек, который задал бы нужный вопрос. 

А захотели люди демократии не ради прав как таковых, а потому что смекнули, что их благосостояние будет расти, если они будут участвовать в управлении благами. Нехитрая мысль. Идейных людей никогда особо много не было, хлеба давай, буржуй.

- Простому человеку управлять ничем не хочется, - считает Игорь Аверкиев. - Вспомните своих знакомых, которые не активисты. 
 

Неоднозначность черного и белого

Многое - не то, чем кажется. Например, миротворцы ООН, по мнению Игоря Аверкиева, затягивают войны. Для того чтобы война прекратилась навсегда, одна из сторон должна признать себя полностью побежденной. Деятельность миротворцев же приводит к тому, что воюющие стороны расходятся каждый со своим в ожидании следующего действа, и никто не одерживает абсолютную победу. Таким образом войны продолжаются десятилетиями. 

Задача миротворца в том, чтобы война кончилась. Значит, он должен определить более сильную сторону и встать за нее.

- Это циничный подход, но прагматичный, - считает Аверкиев. - Миролюбивая внешняя политика, как оказывается, не так миролюбива. <...> Большинство войн 20 века проходило под флагом защиты прав человека. 

Гуманитарный фашизм

Это когда хотели как лучше, а получилось наоборот. В пример Аверкиев привел ювенальную юстицию и вообще органы социальной защиты. Психологически ребенку в семье лучше, чем в детдоме, даже если семья очень плохая: нищая, с постоянными ссорами и драками родителей и тому подобный ужас. Потому что в семье к ребенку относятся как к личности. Даже если его бьют - бьют лично его. А в детдоме у него нет личности. Как мы видели днем раньше на фотографиях из детдомов, в которых люди Аверкиева проводили общественный контроль, там в туалетах нет кабинок: срешь у всех на виду.

- Какое понимание достоинства может развиться у ребенка, который никогда не ходил в туалет с кабинкой? - задает риторический вопрос общественник. 

Так вот, гуманитарный фашизм - это когда органы опеки забирают ребенка из плохой семьи и помещают в детский дом. Они руководствуются благими намерениями и мостят ему дорогу известно куда. 

Эта тема не бесспорная. Детские дома при желании можно улучшить, можно уменьшить количество проживающих в каждом, чтобы отдельному ребенку уделялось больше внимания и кабинок на всех хватало. А вот поганые семьи никуда не денутся. Есть некоторые общечеловеческие ценности, от которых наше общество никогда не откажется. Например, избиение жены. 

Государственный гуманизм - еще одна палка о двух концах

Тут речь о мигрантах, беженцах и т. д. Становится все больше людей, потребляющих блага, в которые они не вкладывались. Различные правовые нормы развитого общества предписывают давать им кров и еду, которые они не создавали, а местным трудягам достается меньше. 

Говорят, в Швеции очень много сил вкладывается в программу трудовой адаптации мигрантов, но это все равно очень большая проблема для страны. Европейские нормы не позволяют послать мигрантов в задницу, а их много, работать многие из них не хотят либо работают нелегально. Проблема государственного гуманизма в Европе на сегодняшний день не решена.

Гражданское общество в России. Есть?

Пациент скорее в коме, хотя немного развивается. Гражданское общество у нас зародилось еще в середине века, но было исключительно подвальным. О них никто не знал, т. к. обычные жители считали, что все их проблемы решит всемогущее государство.

Сильный всплеск гражданской активности произошел после 2008 года. Тогда в российском обществе как раз появились некоторые лишние деньги, и люди стали думать не только о еде. Однако отношение к общественным деятелям и сегодня еще очень настороженное. По словам Игоря Аверкиева, на западе родители могут выдать дочь за общественного деятеля, в России постараются этого избежать, потому что у нас за активистами часто закрепляется слава городских сумасшедших. Аверкиев считает, что на сегодня задача активной части общества - создать себе хорошее реноме, сделать так, чтобы остальная часть населения стала относиться к граждански активной его части с уважением.