Современный Орловский Введенский женский монастырь находится на окраине Железнодорожного района, на улице 1-й Курской. Но история его началась не там, а в Советском районе, где сейчас стоит пятиэтажное здание типографии «Труд». Именно поэтому ближайшая к монастырю улица была названа Введенской. Ныне это улица 7-го Ноября.

Введенский женский монастырь в Орле был основан в конце XVII века. Место для него было выбрано не случайно. Старый Афанасьевский погост, располагавшийся на возвышенности в начале Болховской дороги, впоследствии ставшей улицей Болховской, был известен еще с XVI века. Тогда там стояла церковь Афанасия и Кирилла Александрийских. Но позднее, в начале XVII века, в Смутное время, она вместе со всем городом была сожжена да так и не была восстановлена. На прежнем ее месте осталось лишь кладбище. И вот в конце столетия на месте старого погоста решили возвести женский монастырь. К тому времени в Орле уже существовала община монахинь. Первой настоятельницей монастыря стала инокиня Евфимия. При ней монастырь был полностью отстроен – возведены Введенская церковь, кельи и ограда. Все это тогда, в XVII веке, было деревянным.

Реконструкция Владимира Неделина

Через 14 лет после основания взамен старого деревянного храма начали строить каменный Введенский собор в 1703 году и возвели за пять лет. От старого деревянного храма осталась только колокольня, которой пользовались еще полвека. Помимо главного Введенского алтаря при новом храме был теплый боковой придел Афанасия и Кирилла.

Реконструкция Владимира Неделина​​​​​

Вскоре после завершения строительства собора обитель обрела свою главную святыню – список иконы Балыкинской Богоматери. Явление сей иконы произошло за три года до этого в городе Стародубе Черниговской губернии. Впоследствии Стародубский уезд вошел в состав Орловской губернии, а Балыкинская икона стала одной из знаменитых чудотворных икон Орловщины.

Свое название она получила от села Балыкино, в Никольском храме которого она и хранится до сих пор.

 

Одна из первых копий с оригинальной иконы была подарена орловскому женскому монастырю архиепископом Черниговским Иоанном (Максимовичем). И эта орловская Балыкинская икона и по сей день более известна, чем первообраз.

Современный вид Орловской Балыкинской иконы​​​​​​

В описании Введенского монастыря середины XVIII века помимо храма и келий упоминаются башенные часы: «...При той же церкви Введения Пресвятой Богородицы колокольня каменная на двух столбах каменных, на ней глава каменная, крест железный, на той же колокольне шатер деревянный, в нем часы железные...». Их же упоминает писатель Н. С. Лесков в рассказе «Грабеж», действие которого происходит в Орле начала XIX века. Рассуждая о том, как узнать время без часов, герои рассказа упоминают, что «на улице слышно, как на Богоявлении и на Девичьем монастыре часы бьют», имея в виду башенные часы Богоявленской церкви и Введенского монастыря. Добавляя, правда, что «девичьих никогда не слышно». Дальнейшая судьба этих, по всей видимости, старейших орловских курантов неизвестна.

В 1744 году монастырь посетила императрица Елизавета Петровна и пожертвовала ему 500 рублей на ремонт.

 

На эти деньги обитель была обнесена новой деревянной оградой. В 1768 году старую деревянную колокольню при соборе заменили на новую, но год спустя только что отстроенная звонница рухнула, погребя под обломками одну из монахинь. Новую колокольню решили строить на месте старых деревянных ворот, со стороны улицы Болховской, с часовней и богадельней в основании. Но в 1770-м и она рухнула. На этот раз обошлось без жертв. Только финансировавший оба неудачных проекта купец Кузнецов, должно быть, крепко задумался о своих грехах.

Более удачным оказался третий проект на месте рухнувшей надвратной колокольни. На средства орловского чиновника, асессора Житкова была возведена Тихвинская церковь со звонницей. Это новое строение монастыря оказалось более прочным. То ли асессор Житков был менее грешен, то ли для разработки проекта нашли наконец хорошего специалиста – губернского землемера Ивана Измаилова, построившего за свою биографию в общей сложности около 50 церквей.

В первой трети ХIХ века Введенский монастырь приобрел благоустроенный вид и был обнесен каменными стенами с четырьмя угловыми башнями. На территории монастыря имелось около 75 строений в том числе 65 монашеских келий (отдельных деревянных домиков). Над всем этим возвышалась обновленная Введенская церковь. На рубеже XVIII-XIX веков над основным объемом старого храма был возведен второй этаж, расширена трапезная, добавлены алтари и возведена новая колокольня.

Прервал развитие обители на прежнем месте один из «истребительных пожаров» середины XIX века. В те годы целой серией крупных пожаров была уничтожена значительная часть города. Особенно сильно страдала от возгораний возвышенная Третья часть Орла (Советский район). 31 мая 1843 года дотла сгорели Введенский монастырь и еще 36 домовладений на улице Болховской.

После пожара монастырь не стали восстанавливать на прежнем месте, а перенесли в другую часть города, в район торговой Курской площади. И там началась уже новая его история.

Современный Введенский монастырь Орла​​​​​​

А на старом месте из руин восстановили «обгоревшую» Введенскую церковь, сделав ее просто приходским храмом. Остатки сильно пострадавшей Тихвинской надвратной церкви разобрали.

 

В 1860 году при восстановленной Введенской церкви построили новое трехэтажное здание, предназначенное под «приют для бедных девиц духовного звания». С 1869 года приют стал епархиальным женским училищем.

Вид на Введенскую церковь и училище начала ХХ века

После 1917 года жизнь храма и прочих зданий, возведенных на территории бывшего Введенского монастыря, сильно изменилась. В начале 1920-х Введенский храм был закрыт и отдан под склад кожи для обувной фабрики. О количестве крыс на этом складе до сих пор ходят легенды. В ночь со 2 на 3 октября 1941 года храм-склад сожгли комсомольцы Савинов и Александров, не хотевшие оставлять врагу запасы кожи. Начиналась немецкая оккупация Орла, и по всему городу горели склады, заводы и другие объекты, которые могли быть полезны оккупантам. Остатки сгоревшего церковного здания были разобраны в 1950-х. Так закончилась непростая история этого красивого орловского храма.

Более короткая, но не менее яркая и драматичная история была у возведенного на месте сгоревших келий здания женского епархиального училища. Об этом важном учебном заведении Орла XIX века я расскажу в следующий раз.

Дарья ФУРМАНСКАЯ

Оригинал