Хочу начать с того, что город Воронеж крупно задолжал своей транспортной инфраструктуре. На протяжении многих лет системы городского транспорта продолжают деградировать. Рано или поздно долги придется отдавать, и чем позже, тем цена вопроса будет выше.
Главная проблема, которую может и понимают в мэрии, но абсолютно не понимают в правительстве региона состоит в том, что городской транспорт - это не бизнес. Система городского транспорта - это инфраструктурный объект, такой же как уличное освещение и ливневая канализация. Однако только городской транспорт полностью отдали на откуп частному бизнесу.
Частные перевозчики - это вполне нормальная форма работы транспорта. Более того, опыт Воронежа последних 10 лет явно показал, что частные перевозчики, пусть с большой оптимизацией, но могут нормально осуществлять свою оперативную деятельность, в то время как бездарное руководство Воронежпассажиртранса, несмотря на огромные ресурсы, хорошую базу и множество бизнес-доходов, довело предприятия до гигантских долгов и поставило вопрос существования электротранспорта на грань выживания.
Но частные перевозчики не способны институционально создать хорошую систему городского транспорта, так как их целью в любом случае будет являться прибыль. Единым оператором городского транспорта должен быть муниципалитет. Но есть одна большая проблема - финансовые потоки. Если ты не платишь работнику зарплату, то и контролировать его деятельность ты не можешь никак. Для того, чтобы муниципалитет смог держать под своим началом перевозчиков, ему необходимо платить им зарплату. А где и как эти деньги взять?
Пассажирские перевозки в городе, это даже не бизнес. Потому что бизнес - это проекты, инновации, планирование на годы вперед. Пассажирские перевозки - это промысел, что-то типа охоты, рыбалки и собирательства. Каждый водитель получает свой надел, в виде маршрута, и едет собирать деньги. Часть из них отдаёт в виде своеобразного налога перевозчику, часть тратит на топливо и запчасти, что-то остается в карман. Вы же не будете сидеть на рыбалке во время штормового предупреждения, когда клев прекращается? Как вы заставите водителя ездить в вечерние время, если клёв в виде пассажиров сошел на нет?
Для того чтобы контролировать процессы, мэрии необходимо изменить систему организации транспорта, самим собирая с пассажиров оплату. Это можно сделать с помощью транспортных карт, по типу московской тройки. Муниципалитет аккумулирует у себя все финансы и будет платить перевозчикам за фактическое выполнение транспортной работы. Ушел с линии раньше положенного? Денег за смену не получил. Отключил ГЛОНАСС? Значит на линии тебя не было. Без единой жалобы от пассажиров и без нарушения ПДД отработал месяц? Получи премию.
Потребуются ли на это дополнительные затраты?
В каком-то размере да. Направив финансовые потоки в свою сторону муниципалитет возьмет на себя и финансовые риски, за спад пассажиров в непогоду, в связи с ремонтом дорог и мостов и тд. Это не семь миллиардов, в которые оценивается весь годовой рынок перевозок, но по разным оценкам эта сумма может составить от 400 до 700 млн рублей в год. Денег на это в бюджете на 2020 год не предусмотрено.
Кроме того, насколько я понимаю, в бюджете не заложены и расходы на иную инфраструктуру пассажирского транспорта. Почему-то у нас принято считать, что транспорт - это только автобусы. Но это еще и остановочные пункты, подходы к ним, навигация и знаки, инфраструктура конечных. Сегодня водители вынуждены справлять нужду в ближайших кустах или на колесо своего автобуса, конечные не предусматривают даже туалета, не говоря о комнате отдыха с кухней, микроволновкой, диваном и телевизором. Многие водители были бы и рады воспользоваться подобными благами, даже если за них необходимо заплатить какие-то разумные деньги. Но обеспечение инфраструктуры - это задача города.
Можно и дальше надеяться на частный бизнес, который за свой счет установит так называемые умные остановки, но пока что в масштабах города на это надеяться не приходится.