В целом об отношении
Стоит сразу упомянуть, что особой симпатии к запрещенным в России "Свидетелям Иеговы"* не питают практически нигде. Как бы ни старались, например, в США относиться к иеговистам терпимо, однако, это уже расхожий анекдот - сравнивать навязчивого и нежеланного человека со свидетелем Иеговы* на пороге твоего дома. Организация какое-то время была запрещена во Франции, очевидно, что преследовалось в Германии в середине века - кого там только не преследовали; обычно везде обозначается словом “секта” или “культ”. Это я к тому, что нет большой разницы между личностным отношением к иеговистам в России, США или Европе.
На западе при этом организация не запрещена. Она запрещена в большинстве исламистских стран и некоторых странах коммунистического толка, в том числе в Китае. Это еще один штрих к тому, что Россия сейчас по многим аспектам своей политики - страна не на стыке Европы и Азии, а исключительно азиатская.
Отличие запада в том, что они не ставят личное выше своих деклараций. Если обещана свобода вероисповедания, то пусть она и будет, даже если мы ее терпеть не можем. Поэтому западные организации полностью на стороне иеговистов в споре с РФ.
National Review: Оруэлл!
Фраза в заголовке взята из материала Нью-Йоркского National Review, опубликованного в марте 2019-го. Автор цитирует председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева: “Ситуация представлена так, как будто этих людей преследуют за их веру и религиозную активность. Но решение Верховного суда не имеет отношения к религии. Речь идет о нарушении закона, нарушать который религиозные организации не имеют права”.
К этому высказыванию относится “Argument is perfectly Orwellian”.
- Мы объявили твою веру экстремистской, а экстремистом быть запрещено. Поэтому мы арестовываем тебя за экстремизм. Но можешь свободно продолжать практиковать свою веру и хорошего тебе настроения, - иронизирует журналист.
Human Rights Watch: ждем вмешательства Путина
“Все эти люди были обвинены в мирной практике своей веры и только. В декабре 2018 года президент Путин прямо заявил, что с людьми разных вероисповеданий следует обращаться одинаково. Мы все еще ждем, чтобы он призвал прокуроров снять обвинения в экстремизме против "Свидетелей Иеговы"* и поддержать свободу вероисповедания”, - пишет в октябре 2019-го Human Rights Watch.
Reuters: спекулятивный тезис
“Логика обвинения строится на спекулятивном тезисе о том, что вера в Бога является “продолжением активности экстремистской организации”, - цитирует Reuters представителя штаб-квартиры иеговистов в США Джареда Лопеза.
На момент этой публикации Reuters в сентябре 2019-го штаб иеговистов США давал такие данные по преследованиям в РФ: более 250 человек столкнулись с обвинением, 41 под стражей, 23 под домашним арестом.
NewsWeek: пытают электрошоком
Еще один довольно крупный материал вышел в сентябре в Newsweek. Издание процитировало заявление американских иеговистов, сделанное еще в феврале, в котором они утверждали, что в России представителей организации пытали электрошоком.
Естественно, не прошло мимо и RFE/RL, май 2019-го, с заголовоком-цитатой: “Я не понимаю, что творит российское правительство”.
Религиозный аспект
СМИ, не только западные, но и российские, в том числе "7х7", в своих материалах рассматривают только юридическую сторону вопроса, однако, в соцсетях комментирующие часто пишут о том, что “секта разрушила семью”. Это сложный вопрос. В смысле, именно ли в иеговистах все дело. Религиозное сознание само по себе, любого типа, может разрушить семью, если один член им обладает и придерживается требований религии, а другие - нет. В США написано и снято множество историй о том, как религиозное и атеистическое миропонимание сталкиваются и приводят к локальной катастрофе, обычно внутри семьи. Один из самых известных примеров таких историй - первый роман Стивена Кинга “Кэрри”, в котором главная героиня слетает с катушек и начинает убивать, т. к. имеет в бэкграунде годы воспитания фанатичной матерью-католичкой.
Как правило, мы редко или вообще не сталкиваемся с этим в повседневной жизни. Православные не живут с истинно религиозным сознанием, а просто декларируют то, что у них будто бы есть вера: вот мой крест, вот я читаю “Отче наш”. Если бы дела обстояли иначе, и у многих “верующих” было истинно религиозное восприятие мира, на разрушенные семьи жаловались бы не только по поводу иеговистов. Декоративная практика духовной жизни сохраняет баланс, и никто не переходит грань, не воспитывает новых Кэрри. Объединения других деноминаций, находящихся в меньшинстве, овеяны тайной. Честно скажу, я не знаю, что происходит внутри общин иеговистов, адвентистов или баптистов. Но я не думаю, что кто-то там ставит целью разрушать семьи. Это может произойти естественным путем, когда один из членов семьи становится истинно религиозным человеком, а остальные нет - эти два мира очень тяжело уживаются.
Кесарю кесарево, божие Богу
Обвинения же в присвоении имущества и запрете на переливание крови тоже исключительно светские. С точки зрения верующего человека, в них нет ничего сверхестественного. Иисус учил, если хочешь следовать за мной, распродай все свое имущество, а деньги отдай бедным. В светской же среде это воспринимается как вымогательство. Отношение православных священников к иеговистам и адвентистам 7 дня строится на высокомерии, порожденным гораздо более солидным возрастом их церкви (иеговисты существуют меньше ста лет, адвентисты - меньше двухсот). Подробно об отношении православных священников к этим деноминациям можно почитать в больших материалах на портале “Азбука веры”, в том числе о том, почему православные считают догматику адвентистов и иеговистов бредом.
В общем, высказывание, которое мне хотелось сделать, начиная этот текст: если вы действительно относитесь к религиозному мироощущению с уважением, вы не можете судить верующего с точки зрения светской морали. Если собираетесь судить - не врите об уважении и равенстве всех конфессий. То, что происходит с имуществом и семьями иеговистов, что бы это ни было - дело добровольное. По крайней мере, я не встречал еще обвинений в насильственном отъеме чего-либо общиной у ее члена. Запрет на выход из группы, за который, например, осудили таксиста Алексея Мецгера из Перми, тоже “спекулятивный” аргумент, т. к. этот недопуск выхода осуществляется исключительно за счет бесед. Беседы - не противоправное действие. Как и распространение литературы. Если российское правительство желают, чтобы это было вне закона, она само действует, мягко говоря, на грани легитимности.
*Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России («Свидетели Иеговы») — экстремистская организация, запрещенная на территории России решением Верховного суда в 2017 году.