Круглый стол в Совете Федерации «Взаимодействие гражданского общества и судейского сообщества для обеспечения конституционных ценностей».

16 октября 2019 года Совет Федерации добрался до конституционных ценностей, защищаемых во взаимодействии судебной власти и гражданского общества.

Гражданское общество было представлено в основном адвокатурой, а одинокие представители СПЧ в виде Никитинского и меня слова так и не получили. Правда, я сдал письменные предложения. Обещали, что их рассмотрят не по принципу «Ваш звонок очень важен для нас».     

Аудитор Счетной палаты России Татьяна Блинова отметила неудобные интерфейсы электронных ресурсов судов, в том числе ГАС «Правосудие».

Президент Адвокатской палаты России Ю. С. Пилипенко отметил отчуждение между адвокатами и судьями, сложившееся в последние 20 лет. На адвокат смотрят чуть ли не как на представителей преступного мира. Он привел пример, когда арестованного вице-президента Адвокатской палаты везут в суд, держат целый день в т. н. стакане, после чего сообщают ему  о том, что рассмотрение дела переносится. 

Уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова направила на круглый стол свои предложения о том, чтобы шире привлекать представителей правозащитных организаций к работе над постановлениями пленумов Верховного суда РФ, расширить подсудность суда присяжных, ввести избираемость мировых судей, внедрить практику общественных мониторингов районных судов, практиковать видеотрансляции судебных процессов.           

Иосиф Дискин поспорил с тезисом о том, что судей в отставке нельзя включать в Квалификационную коллегию судей. Он привел убедительный пример того, как заместитель Председателя КС РФ Т. Г. Морщакова в отставке эффективно работает в составе СПЧ. 
Другой член Общественной Палаты РФ Владимир Винницкий отметил, что судебной системе не доверяют судебной системе. Это одна из причин того, что состояние социального спокойствия в стране находится под угрозой.  О том, как законодатель воспринимает институты гражданского общества, отметил Винницкий видно из того, что  представители Общественной Палаты получили слово под занавес.


Я хотел в своем выступлении отметить:

- необходимость допуска защитников-не адвокатов со стадии предварительного следствия, и на основании усмотрения обвиняемого, а не суда;
- разработку механизма исправления судебной ошибки, которую сегодня исправить практически невозможно, включая личный прием председателем суда надзорной инстанции;
- изменения порядка отвода судей, передача по требованию стороны права рассмотреть отвод, заявленный судье, председателю  суда.

Однако выступить не смог и только лишь подал рукописные предложения. Но их, как говорится, обещали учесть.   

Оригинал