Сегодня исполняется 90 лет с того дня, когда Сталин провозгласил курс на «сплошную коллективизацию». За счет изъятия последних крох у села была произведена индустриализация. Большая стройка больших потерь и трагедий. Как следствие — голод, разруха, террор. Десятки тысяч семей в ТАССР были раскулачены, брошены в нищету и сталинские лагеря. Многих переселили на Урал, где они стали живой рабочей силой «строек века» — Магнитогорского металлургического комбината и других. Тамошние татары до сих пор хранят память о том, как их отцов и дедов кинули в эти жернова «сталинского проекта», как режим, не считаясь с жизнями, бросал в производственный бой все новые и новые силы. Цвет среднего класса, интеллигенция были растворены в безумии коллективизации.
Сам Сталин назвал коллективизацию «революцией сверху». Но она едва не закончилась крахом сталинского проекта. Апогей коллективизации — бунт крестьян. Сталин рассылает партсекретарям телеграмму. Текст примерно такой: государство на краю катастрофы, антиколхозное движение перерастает в антисоветское повстанческое. Дальше Сталин пишет свою знаменитую статью «Головокружение от успехов», где выступает в роли спасителя народной крестьянской толщи от зверского рвения бюрократии. Это интересно тем, что он одновременно был хозяином (его функционеры так и назвали) бюрократии и ее внутренним оппонентом.
Всякая революция это и парадигмальные изменения ракурса «собственность и власть». Коллективизация этот ракурс буквально перевернула. Община была ликвидирована, частное владение тоже, крестьянство деморализовано. Сломав старый деревенско-общинный уклад, «вождь народов» собрал «нового человека», хотел по типу ницшеанского. Одна часть этой новой социообщности была впоследствии брошена в лагеря, другая — на стройки века, в новое индустриальные города, третья была оставлена в колхозах.
Эти атомизированные «новые люди», рассредоточенные по архипелагам власти и территорий сформировали социальную ткань сталинского авторитаризма. Сталинский социум.
Изменился ли этот социум сегодня? Почему-то этот день, 20 октября 1929 года, так и не стал для нас историческим уроком, датой скорби по невинно убиенным. Тень Сталина еще зловеще нависает и сегодня над простым человеком и нашей исторической памятью…