Надзорно-правоохранительные органы не смогли отказать, судя по всему, в личной просьбе губернатору Брянской области Александру Богомазу, переставшему мириться с публичной критикой своей деятельности в Интернете.

Дело по 319 статье УК РФ «Оскорбление представителя власти» возбужденов отношении бывшего предпринимателя средней руки, а теперь просто видеоблогера и гражданского активиста Александра Коломейцева Следственными органами Следственного управления СК РФ по Брянской области. Это после публикаций в местных СМИ без ссылок на правоохранительные органы подтвердила редакции «Брянского Ворчуна» официальный представитель следственного ведомства Ольга Лукичева.

Но вначале, 30 сентября 2019 года, участковый уполномоченный полиции УМВД города Брянск вынес на счет Коломейцева постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по новому и уже вызвавшему множество нареканий в обществе закону «о неуважении к власти в интернете». Правда, как такового его на самом деле не существует.

Таким термином называют Федеральный закон №30-ФЗ (подписан 18 марта 2019 года президентом России Путиным В.В.) , внесший  ряд изменений в существовавший ранее закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В первую очередь, поправки касаются именно неуважения к власти, руководству страны и прочим важным государственным личностям. Так же дополнительно к нему относят и изменения, которые были внесены в Кодекс об Административных правонарушения», а именно в статью 20.1. «Мелкое хулиганство». Часть третья указывает на оскорбление власти через интернет и другие информационные и телекоммуникации.

На практике новый «закон» стали применять по поводу и без оного. Административные дела начали возбуждать даже в связи с высказываниями в адрес губернаторов, мэров городов и даже…глав поселковых и сельских администраций. На это с явным неудовольствием уже на третьем месяце правоприменительной практики нового «закона» обратили внимание в российском парламенте. Так, председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин подчеркнул (цитата по «Коммерсанту»), что закон защищает лишь такие институты власти, как президент, правительство, Конституция, парламент и суды: «[Закон] не должен применяться, если речь идет о каком-нибудь мэре или губернаторе. К сожалению, теперь мы наблюдаем попытки местных региональных элит использовать этот закон для сведения счетов с общественниками и журналистами».

Вскоре критическая реакция на правоприменение поступила напрямую из Кремля: «Никто не может ограничить людей в праве критиковать власти любого уровня», — заявил президент, поручив Генеральной прокуратуре совместно с МВД России и Роскомнадзором в срок до 1 ноября 2019 года «проанализировать правоприменительную практику и принять меры по недопущению необоснованного привлечения к административной ответственности и (или) ограничения доступа к информационному ресурсу».

18 июля 2019 года, говорится в специальном докладе Международной правозащитной группы «Агора», стало известно о полученном российскими полицейскими разъяснении, в котором четко расписано, кого и в каких случаях они могут привлекать к ответственности по новой норме «о неуважении к власти». В нем рекомендовалось составлять протоколы только в тех случаях, когда публичное высказывание имеет «грубую форму»: содержит мат, порнографические, «непристойные» изображения, а также «неприемлемые обществом сравнительные образы или другие оскорбительные выражения». Фактически МВД ограничило поле деятельности своих сотрудников отслеживанием оскорблений государственных символов, президента, Госдумы, Совета Федерации, правительства и судов.

«Методичка МВД» также рекомендует перед составлением протокола убедиться, что автор «противопоставляет себя окружающим, демонстрирует надменность, цинизм, унизительное отношение к обществу, государству и государственным символам». Отдельно было указано на то, что за личную переписку в Интернете протоколы составлять нельзя.

Но брянский участковый уполномоченный полиции, возбудивший в отношении видеоблогера Коломейцева «административку», видимо, не получил из вышестоящего органа указанное разъяснение. Впрочем, участковый оказался между двух огней: материал соответствующей проверки ему поступил 19 сентября из прокуратуры Советского района областного центра, а ей он «отказать» никак не мог. Там разбирательство, если верить имеющимся в редакции бумагам, в первой половине сентября инициировал лично прокурор Советского района Брянска старший советник юстиции Юрий Петровский. Правда, по чьему заявлению или чьей «отмашке», доподлинно неизвестно.

Зато точно известно, что за несколько дней до того заявление на имя прокурора Брянской области Александра Войтовича написал гражданин Александр Васильевич Богомаз. Человек точно с такими же именем, отчеством и фамилией замещает должность губернатора Брянской области. Будем считать, что это он и есть. Из чего можно сделать другой смелый вывод: первое лицо региона, вероятно, пристально смотревшее раньше, и теперь остается преданным зрителем и поклонником ежедневных «передач», которые выходят на интернет-канале Александра Коломейцева «Vdrebezgi32».

Но не все выдаваемое Коломейцевым в эфир, есть такое подозрение, категорически нравится гражданину Александру Васильевичу Богомазу. Например, ему многое не понравилось в передаче, вышедшей 5 сентября. Вот пространная цитата из короткого заявления, предположительно, брянского губернатора (оригинальность подачи сохранена), поступившего 6 сентября областному прокурору – этот текст надо не просто читать, а заставлять его выучивать школьников наизусть, настолько он дико прекрасен:

«В данном выпуске автор и ведущий канала Коломейцев А. распространяет через информационной коммуникационную сеть «Интернет» информацию, выражающуюся в неприличной форме, с использованием оскорблений граждан нашей страны, с явным неуважением к обществу, к государству, Конституции Российской Федерации, органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, а именно: Президенту Российской Федерации, Председателю Правительству Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Губернатору Брянской области (фрагмент видео с 10 мин. 25 сек.).

Также сообщаю, что в высказываниях Коломейцева А. в этом выпуске содержится недостоверная информация, с искажением фактов, создающая угрозу нашему обществу. Своими высказываниями автор и ведущий канала доносит до широкого круга лиц информацию, которая может повлиять на дестабилизацию нашего общества».

Последнюю фразу хотелось бы выделить особенно, да что там, – жирно, сразу двумя чертами подчеркнуть! А также дать в этой связи волю иронии. Ведь дестабилизация общества, если вспомнить российскую историю, это действительно не шутки. Но лучше мы не будем лишний хохмить над всем этим: гражданин Александр Васильевич Богомаз, судя по всему, очень обидчивый и легко ранимый персонаж.

Он серьезно переживает за любые «нападки» (даже если они только кажутся и могут быть) не только в адрес главы государства, премьера Медведева или спикера Госдумы, но и в адрес первого лица Брянщины, должность которого по примеру должности Президента РФ у нас заискивающе почему-то то же пишут с заглавной буквы «Г».

Понятное дело, что гражданин Александр Васильевич Богомаз не о себе радеет. Ему исключительно неприятно отсутствие раболепия со стороны какого-то там видеоблогера, пусть и самого известного в регионе, возможно, даже более известного, чем он сам, по отношению, прежде всего, к «Губернатору Брянской области».

Примечательно, что Коломейцев узнал о заведенном против него уголовном деле из СМИ. Причем СМИ и телеграм-каналы написали о нем в отсутствие официального сообщения регионального Следственного управления СК РФ, которое не спешило ничего опровергать.

Вечером видеоблогер решил «отыскать» свое дело. Коломейцев не поленился, доехал до Советского следственного отдела города Брянска. Но там сказали, что он «опоздал»: поступив из прокуратуры, материал быстренько передали «в область». В областном Следственном управлении, со слов Александра Григорьевича, сделали вид, что вообще не в курсе. Но отрицать, что не получали ничего «из района», все же не стали. Видеоблогер написал ходатайство с просьбой ознакомить его с материалами уголовного дела – сразу, как только его найдут.

А КАК С ЭТИМ В ДРУГИХ СТРАНАХ? (краткий ликбез-обзор)

Нормы об ответственности за оскорбление представителей власти существуют во многих странах мира, в том числе демократических: Германии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Испании, Японии, Польше, Словакии. Но там они практически не применяются, оставаясь пережитком, а Европейский суд давно сформулировал отношение к таким делам, как основанное на общих принципах свободы политической дискуссии и право на свободное выражение мнений (вспоминаем слова Путина).

Допуская в некоторых случаях возможность особой охраны репутации глав правительств и стран, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подчеркивает при этом, что политическая критика может носить даже оскорбительный характер. И снова и снова повторяет: свобода политической дискуссии не может быть ограничена, а границы допустимой критики в отношении политиков в связи с их политической деятельностью шире, чем в отношении остальных граждан.

Российские суды, назначая за подобные дела большие штрафы, предпочитают не вдаваться в подробности, ограничиваясь констатацией неприличной формы высказывания.

Оригинал