В Свердловской области ОНК сформировано в количестве 40 человек. СПЧ было поддержано 17 кандидатур, из которых в состав Комиссии вошло 2 человека. В частности, были отвергнуты кандидатуры таких эффективных членов ОНК, как Василия Рыбакова и Дмитрия Халяпина.

В Республике Адыгея в состав ОНК не вошел ни один из 11 кандидатов, рекомендованных СПЧ. Удивительным является невхождение в состав ОНК Станислава Бабина, одного из лучших членов ОНК в нашей стране, к которому я обращался за помощью десятки раз.
Кстати, в период формирования ОНК Интернет переполнили всевозможные инсинуации в отношении Станислава Ивановича.            

В Республике Башкортостан сформирована ОНК в составе 16 человек. Из 17 кандидатов, рекомендованных СПЧ, в состав Комиссии вошел всего лишь один человек (из Комитета против пыток). Однако в целом 14 членов Комиссии обладают правозащитным опытом и положительной репутацией.

В Дагестане численность ОНК составила всего лишь 10 человек. С учетом размеров этой горной республики, ее 3-миллионнного населения, сложного национального состава (в Дагестане проживает 36 наций и народностей) такая численность представляется явно недостаточной. СПЧ были поддержаны 2 кандидатуры, имеющие опыт работы в Комитете против пыток, в состав ОНК не вошли.

В Республике Татарстан в состав ОНК вошло 11 человек. С учетом площади Республики и численности ее населения (более 3,8 млн человек) численный состав ОНК следовало бы увеличить (прежний состав  насчитывал 12 человек), однако он бы уменьшен.
СПЧ кандидатуры в состав ОНК Татарстана не выдвигал.  

В Алтайском крае сформировано ОНК в составе 18 человек.
СПЧ было поддержано 18 кандидатур в члены Комиссии, в том числе Александр Гончаренко, ставший одним из лучших председателей  ОНК в 1–3 составах, бывший глав врач детской поликлиники, Вячеслав Филиппов, который наиболее активно посещал МПС  в 4-м составе ОНК. 5 из них прошли подготовку в рамках курсов по общественному контролю. Однако  из 18 кандидатов вошло в состав ОНК всего лишь 2 человека.

Во Владимирской области в состав ОНК вошло 19 человек.
СПЧ было поддержано 8 кандидатур, в том числе представители Комитета солдатских матерей и Российского Красного Креста. Ни одна из этих кандидатур в состав ОНК не попала. 

В Иркутской области в состав ОНК вошло 27 человек, что в целом потребностям области соответствуют.
СПЧ было поддержано 8 кандидатур. Из них в состав Комиссии было включено только три: Петрова М. В. (имеющая образование сестры милосердия и волонтер Красного Креста), Самойлов А. Г., Савиных П. А. (оба — выдвинуты Иркутским РКК).
В то же время такие известные правозащитники, как Наталья Варшней (одна из лучших членов Комиссии Иркутской области предшествующих составов) и Святослав Хроменков, в состав Комиссии не попали.    

В Кировской области в состав ОНК вошло 24 человека, что соответствует особенностям области.
Кандидатуры от Кировской области в лист поддержки СПЧ не включались.

В Костромской области сформирована ОНК в составе 10 человек.
СПЧ было поддержано 3 человека.  Из них попали в состав ОНК 2 человека (оба — представители РКК).
Бывший председатель ОНК, известный историк к.и.н Николай Сорокин в состав Комиссии не попал. 

В Республике Коми в состав ОНК вошло 27 человека, что может соответствовать потребностям региона.
Кандидатуры от Кировской области в лист поддержки СПЧ не включались.

В Республике Мари Эл в состав ОНК вошло 9 человек, что представляется недостаточным.
Кандидатуры от Мари Эл в лист поддержки СПЧ не включались.

В Республике Мордовия сформировано ОНК в составе 11 человек, что с учетом специфики региона явно недостаточно.
СПЧ в состав Комиссии было рекомендовано 3 человека, в т. ч. бывший член ОНК Сергей Марьин, оказавший большую помощь в защите прав и законных интересов осужденных. Марьин С. Т. не выдвигался, ни один из 2 других кандидатов в состав ОНК не попал.

В Краснодарском крае сформирована ОНК  в составе 40 человек.
СПЧ было поддержано 40 кандидатур, из которых в состав Комиссии попали 4 человека. Вошедшая в состав ОНК Н.М. Стрелкова также известна правозащитному сообществу как специалист высокого уровня по оказанию психологической помощи заключенным. 
В то же время  в состав Комиссии не вошел Миружан Базикян, один из лучших членов ОНК края 3-го состава.       

В Нижегородской области сформировано ОНК численностью 27 человек.
Из 12 человек, рекомендованных СПЧ, в состав Комиссии вошел только один — член СПЧ Игорь Каляпин.
В то же время в состав ОНК не вошел Александр Лестков, председатель 2 и 3 составов ОНК Нижегородской, который длительное время являлся одним из лучших председателей ОНК в стране. Также не попал в состав ОНК Олег Хабибрахманов, юрист Комитета против пыток.

В Ненецком автономном округе сформировано ОНК в составе 5 человек. 7 кандидатов, рекомендованных СПЧ, в состав Комиссии не попали.

В Омской области сформировано ОНК в количестве 16 человек, что с учетом особенности пенитенциарной системы региона может свидетельствовать о недостаточности численного состава ОНК.
СПЧ поддержал 2 кандидатуры, в том числе известную омскую правозащитницу и предпринимателя Ирину Зайцеву. Однако обе кандидатуры в состав ОНК не попали.            

В Орловской области  ОНК сформировано в количестве 10 человек, что меньше потребностей региона.
Тем не менее из 4 кандидатур, поддержанных СПЧ, была включен в состав ОНК только одна – О. Л. Тесленко (РКК).  

В Тульской области из 4 поддержанных РКК кандидатов в состав ОНК были включены двое (РКК).

В Омской области сформировано ОНК в количестве 16 членов.
СПЧ поддержал 14 кандидатур.  В состав ОНК вошло 6 из них.
В то же время в новый состав Комиссии не был включен известный правозащитник Геннадий Постникова, который возглавлял ОНК области в 1–3 составах.

В состав ОНК Пензенской области вошло 12 человек.
Советом в ОНК области было рекомендовано 2 человека, в том числе Фирсов Игорь Николаевич, бывший сотрудник милиции, который в настоящее время является предпринимателем и защитником прав потребителей. Обе кандидатуры были отклонены. 

В Пермском крае сформирована ОНК в составе человек 16 человек, что крайне недостаточно в связи с размером края, его населением, численностью тюремного населения.
Советом в ОНК края была рекомендована только 1 кандидатура — Дарья Адаменко, которая провела более 500 посещений МПС, провела несколько десятков семинаров по повышению квалификации членов ОНК, была отмечена грамотой Московской Хельсинской группы.  Данная кандидатура была отклонена.     

В Ростовской области в состав ОНК вошло 32 человека.
СПЧ в Комиссию было рекомендовано 9 человек. Из них включены в состав ОНК всего лишь 2 человека, а остальные отклонены. Остальные были отклонены в том числе и к.ю.н. Юрий Блохин, один из наиболее квалифицированных членов ОНК во 2 и 3 составах, автор ряда статей о работе ОНК, а также представители РКК Сергей Хлиян и Сергей Надтока.

В Самарской области в состав ОНК включен 21 человек.
Советом были рекомендованы 3 человека, из которых двое были включены, а один — отвергнут. Им оказался Евгений Коняев, ветеран военной службы, член Общественных Советов при ГУВД области и УФСИН, координатор программы МХГ «Граждане и полиция» в Самарской области.

В Ульяновской области в новый состав ОНК вошло 8 человек, что явно недостаточно.
Советом в ОНК области было рекомендовано 3 человека, из которых вошел только один.

В состав ОНК Челябинской области вошло 20 человек, что явно недостаточно.
СПЧ предложил поддержать включение в состав Комиссии 10 кандидатов, в том числе известных правозащитников Николая и Татьяну Щур, Оксану Труфанову, Валерию Приходкину, Вячеслава Башкова, имеющих огромный опыт посещений МПС, составления отчетов, проведения аналитической, оказания индивидуальной правозащитной помощи, личного приема.
Ни один из указанных кандидатов в состав ОНК включен не был.

Таким образом, шансы на вхождение в состав ОНК при формировании 5 состава Комиссии повышало:

- отсутствие у кандидата опыта правозащитной деятельности;
- отсутствие рекомендаций от СПЧ;
- пассивное и неэффективное участие в работе предшествующего состава СПЧ.

В то же время правозащитная активность кандидата часто становилась непреодолимым препятствием  для вхождения в состав ОНК.
Следует сделать вывод о том, что рекомендация от СПЧ либо никак не влияла на включение кандидата в ОНК, либо влияла негативно.

В состав ОНК Тамбовской области вошли 9 человек. Со стороны СПЧ рекомендации по данному региону не направлялись.

В состав ОНК Тверской области было включено 10 человек. Со стороны СПЧ рекомендации по данному региону не направлялись.

В состав ОНК Томской области было включено 6 человек. С учетом параметров (площадь – 314 тыс. км. кв., население – 1077 млн чел.,  насчитывается  4 исправительных колонии, 2 СИЗО, воспитательная колония. С одной стороны все члены нового состава ОНК получили поддержку СПЧ, с другой стороны из 15 кандидатов, поддержанных СПЧ, 9 человек были Палатой отклонены, в том числе и включен известный правозащитник Геннадий Постников, который возглавлял ОНК области в 1-3 составах, стал одним из разработчиков применения ОМС к осужденным, ввел в практику работы ОНК ряд важных новаций.  

В состав ОНК Тульской области вошло 20 человек. Из 4 поддержанных РКК кандидатов в состав ОНК были включены двое (оба  - представители – регионального отделения РКК). 

В состав ОНК Тюменской области вошло 20 человек. Со стороны СПЧ каких-либо рекомендаций по персональному составу этих ОНК не давалось.  

В состав ОНК Чеченской Республики вошло всего лишь 7 человек. Такая численность не соответствует сложности региона, где проживает 1,394 млн чел., насчитывается 2 СИЗО. Со стороны СПЧ были поддержаны 2 кандидата, имевшие опыт работы в составе ОНК г. Москвы. Однако оба кандидата были отвергнуты.

Следует отметить, что в качестве единственного критерия, на основании которого граждане включались в список, подготовленный председателем Постоянной комиссии СМПЧ №10 по содействию работе ОНК было наличие достоверны данных о том, что данные кандидаты обладают реальным  опытом правозащитной деятельности. Однако именно этот критерий вызвал наибольшее неприятие со стороны ОП РФ.

В качестве успехов можно отметить то, что впервые за 11 лет удалось сформировать ОНК в Чукотском автономном округе и ненецком автономном округе.  

Таким образом, шансы на вхождение в состав ОНК при формировании 5 состава Комиссии повышало:

- отсутствие у кандидата опыта правозащитной деятельности;
- отсутствие рекомендаций от СПЧ;
- пассивное и неэффективное участие в работе предшествующего состава СПЧ.

В то же время правозащитная активность кандидата часто становилась непреодолимым препятствием  для вхождения в состав ОНК. Следует сделать вывод о том, что рекомендация от СПЧ либо никак не влияла на включение кандидата в ОНК либо влияла негативно.

По  итогам анализа формирования 5 состава ОНК предлагается:

  1. Подготовить на имя Президента России доклад о формировании ОНК в субъектах РФ.
  2. Подготовить поправки к Федеральному Закону 76-ФЗ в части формирования ОНК.
  3. Поддержать донабор в ОНК Московской области, а также других регионах, где ОНК сформированы в недостаточном составе.
  4. Предложить ФГУП «Почта России» провести служебную проверку обстоятельств несвоевременного направления документов  на выдвижение в члены ОНК в адрес ОП РФ.     

Оригинал