Пиарщица Леонида Маркелова, директор ранее “12 региона”, позже переделанного в “МЭТР”, Светлана Талова 7 октября была уволена со своей должности. Сама Талова утверждает, что уволилась по собственному желанию, ее заместитель Кирилл Панько (тоже уволившийся, по его словам, из-за коррупции Минкульта Марий Эл) пишет, что минкульт вынудил ее это сделать.
Панько тем временем заведший на “7х7” блог специально для того, чтобы выкладывать разоблачения министерства и заодно господина Курмузакова, который в свое время принимал Талову на работу. Там она набрала долгов, о чем я писал полтора года назад.
Забавно читается фраза Панько: “Видимо, кое-кто в Республике считает национальное телевидение не республиканским, а лично своим.” Это так и есть - при Маркелове тратили государственные деньги на пиар Маркелова, теперь - на пиар Евстифеева.
Панько также пишет о том, что недавно прошло совещание по вопросу переоборудования студии “МЭТРа”, которое возглавлял Михаил Васютин. Бывший министр культуры при Маркелове, естественно, курировал марийский теле- и радиоэфир, и сейчас мало что изменилось, хотя министр культуры Евстифеева Константин Иванов и был в числе приглашенных.
Панько утверждает, что Талова не заплатила за оборудование, потому что поставили телевизионщикам не оборудование, а какое-то дерьмо. Стоило оно без копейки 8 млн рублей. При этом там были перепутаны сроки при подписании документов задним числом.
Получается, при Евстифееве уволен уже третий руководитель марийской телекомпании. Началось все с Марии Митьшевой. То была птица полета повыше Таловой, у Митьшевой целая империя, а закончиться это должно было, вроде как, судом, но что-то не срослось. Анонимные источники раз за разом напоминали республике о том, что Митьшева пытается откупиться от преследования мощным пиаром Евстифеева. По данным телеграм-канала “МариЛэнд”, Васютин в первую голову старался отмазать маркеловского медиаменеджера в обмен на информационные активы для Евстифеева.
С другой стороны, мощно пиарить Евстифеева в Марий Эл готов чуть ли не каждый, большинству абсолютно все равно, какого губернатора и как именно расхваливать. Новый глава довольно быстро и Талову переформатировал на свой лад, и прежде независимый “Медиапоток” прикарманил, поставив там рулить Константина Терехова и выдав тому почти сразу “Золотое перо” за такие материалы, как… За какие-то материалы, наверно.
Митьшева в свое время наполучала от тогдашнего министра культуры и печати Васютина госконтрактов почти на 150 млн рублей. Она тесно сотрудничала с Маркеловым с 2002 года, когда была основана Марийская независимая вещательная корпорация”, в которой 51% акций держала Ирина Маркелова, а 49% (с 2006 года) - Митьшева. За все время работы в команде Маркелова Митьшева стала учредителем 9 компаний, среди которых, помимо СМИ, еще и ООО “Дом печати” - громадина, возвышающаяся над Ширяйково и сдающая площади в аренду всем желающим. Чистая прибыль этой компании в среднем около 3 млн рублей в год.
В декабре 2017 года место Митьшевой занял очередной варяг в команде Евстифеева - Станислав Маринин из Саратова. В конце августа он ушел с поста “по семейным обстоятельствам”, причем уже второй раз в карьере он увольняется с такой формулировкой. Чем-то всерьез отметиться он не успел - подзаработал и уехал, как и другой высокопоставленный евстифеевский варяг Андрей Россошанский.
Оффтоп: Республика продолжает ждать исхода остальных варягов во главе с губернатором, но сейчас чаша весов, судя по всему, смещается, и беспокоиться надо больше о другом. Евстифеев назначил спикерами Госсобрания маркеловских депутатов Анатолия Смирнова (официально) и Юрия Минакова (неофициально, под соусом “почетного председательствования”). Триумвират дополнил руководитель местных единороссов Владимир Мухин - Евсифеев после назначения спикера встретился не только с ним, Смирновым, но наравне и с Мухиным. Добавить к этому нескольких министров, усидевших после ареста Маркелова, начиная с того же Васютина. Таким образом, возможность удалить клан Маркелова от власти после проваленных единороссами выборов в парламент не реализована, и маркеловская группировка начинает преобладать над московско-саратовской. Это тема для отдельного материала. Пока возвращаемся к СМИ.
Верить или не верить в мотивы Маринина - дело личное, но близость сроков увольнения его и Таловой бросается в глаза. Панько начал бомбардировать блоги “7х7” в конце сентября, до этого еще сколько-то времени надо было на подготовку первого текста. То есть, конфликт на “МЭТРе” начался максимум через месяц после ухода Маринина.
Возможно, Евстифеев меняет журналистов как перчатки автомобили, потому что уже давно и стабильно находится в районе дна рейтингов эффективности губернаторов и рейтингов Медиалогии (индекс популярности в СМИ), что в России, по большому счету, одна и та же шкала - важно быть популярным, а не эффективным. Евстифееву не повезло, что он не чекист - иначе мог бы сидеть не дергаясь. С таким прошлым все двери открыты. В реальности же ему приходится тасовать кадры, пытаясь придумать, как показать по телевизору, что незнание - сила, нищета - процветание, а равнодушие и постоянное отсутствие - это плодотворная и успешная работа, и чтобы все в это поверили.
Что касается Васютина, сложно найти представителей национальных организаций, которые относились бы к нему положительно или хотя бы нейтрально. При его попустительстве Маркелов начал притеснять марийцев еще в 2002-м, что привело к многотысячному митингу и обращению за помощью в Европарламент, и Маркелову потом пришлось оправдываться перед федеральными СМИ. О том, что Васютин выполнял все приказы Маркелова, говорили Козлов, Кудрявцев, Пирогов, плюс десятки неназванных комментаторов на “7х7”. Характеризуют его в основном как приспособленца, который переживет всех губернаторов. Губернаторы приходят и уходят, а Ванька подписывает да ест.
Объем разбазаренных под его руководством денег на работу губернаторских пиарщиков сложно подсчитать точно, потому что сложно оценивать в цифрах качество информационных услуг. Бесспорно только то, что услуги были для республики большей частью медвежьи, а потраченные на это телевидение деньги можно считать сожженными в печи процентов на 80%. Но формат есть формат. Ушла Талова - придет другой проповедник губернаторского величия: Терехов ли, Смирнов, или какой-нибудь Мировингин - не суть. Проще не включать телевизор, чем разобраться в отличиях одного марийского медиа-профи от другого. Делал деньги из бюджета Васютин для себя и Маркелова исправно.
Пока Панько и Талова делятся информацией об их увольнении.
Источники из Минкульта Марий Эл делятся со мной интересными материалами. На фоне разгорающегося скандала с коррупционным душком, от которого веет Васютиным, о реализации дряхлого оборудования по завышенным расценкам, вдруг появляется новый приказ на этот раз о восстановлении в должности Таловой. Погорельцы пытаются погасить пожар.
Ни с одним, ни с другим указом Талова не знакома. Видимо, противостояние продолжается, а целый министр не знает чем занимаются его подчиненные, потому что 50% времени своей чиновничьей работы он проводит в театрах за регионом. А в это время Васютин, по старой привычке, делает свои грязные делишки.