Суд объединил две жалобы Проект "Правовая инициатива" - поданную в 2017 в связи с жестоким обращением и убийством жертвы домашнего насилия Марем Алиевой и в 2018 в связи с похищением ее сестры Лизы Алиевой.

Марем Алиева в браке с Мухарбеком Евлоевым родила троих детей. По словам сестры Лизы, муж с самых первых дней издевался над женой, бил, отрезал кончик большого пальца, а когда умерла их мать, сказал, что отпустит на похороны только при условии, что побреет Марем наголо. Так и сделал.

Несколько раз Марем пыталась сбежать, но муж каждый раз возвращал ее. В июле 2015 он и его родственники ворвались в дом ее сестры Лизы и, угрожая оружием, требовали сказать, где прячется Марем. Лизу посадили в машину и повезли в сторону свалки. Сбежавшиеся на шум соседи позвонили «02» и после полицейской погони Мухарбек высадил Лизу из машины. Впоследствии он избежит ответственности за вооруженное похищение, поскольку Верховный суд Республики Ингушетия в кассации назовет это «добровольным освобождением» и Верховный суд России не найдет оснований для пересмотра дела.

В один из побегов Марем удалось обратиться в полицию и рассказать, что муж избивает ее и детей, и попросить защиты. Опрошенный супруг подтвердил следователям, что действительно бьет жену, потому что она «плохо себя ведет». В возбуждении уголовного дела было отказано.

В другой раз Марем с детьми удалось добежать до кризисного центра в Москве, а потом и в Минске, откуда муж ее также вернул. Перед родственниками он поклялся на Коране, что больше не будет избивать жену. Ему поверили.

19 сентября 2015 Марем позвонила сестре Лизе и сказала, что в доме очередной скандал, пришло много мужчин и, если через полчаса она не ответит на телефон, чтобы та вызвала полицию. С того момента телефон Марем больше не ответил ни разу. Приехавшую Лизу не пустили на порог дома, но она увидела плачущих детей, которые сказали, что папа бил маму. Полицейские также не смоли пройти внутрь, удовлетворившись показаниями супруга, что «у них все в порядке».

После обращения Лизы в Следственный комитет она начала получать угрозы, требования «забрать заявление».18 октября 2015 во дворе Лизы взорвалась граната, никто не пострадал, вызванная на место полиция собрала осколки, но не провела никакого расследования.

Лиза со своими детьми долгое время жила в Ингушетии под госзащитой, пока даже сотрудник госзащиты не стал уговаривать ее прекратить поиски сестры и назвать сумму, за которую она бы согласилась «забрать заявление». Угрозы жизни получил первый адвокат Лизы, журналистам, которые писали об этом деле, назначали встречи знакомые Мухарбека и предлагали «хорошо подумать». По делу о похищении Мухарбек Евлоев провел под стражей несколько месяцев, по делу об убийстве Марем он не стал даже подозреваемым. Лиза уехала, а точнее бежала в Москву, где ее также пытались найти. Сейчас она находится в относительной безопасности.

Европейский Суд задал России вопросы, среди которых:

  • Выполнили ли власти свои обязательства по защите от жестокого обращения со стороны супруга, о котором им было известно.
  • Выполнила ли Россия обязательство принять эффективную законодательную базу, предусматривающую наказание за все формы домашнего насилия и обеспечивающую адекватную защиту жертвам.
  • Расследовали ли власти надлежащим образом жестокое обращение с Марем.
  • Понимают ли российские власти всю серьезность и масштабы проблемы насилия в семье и его дискриминационное влияние на женщин. Приняли ли власти меры для достижения реального гендерного равенства, которое позволило бы Марем жить без страха жестокого обращения и пользоваться равной защитой закона.
  • Расследовали ли власти надлежащим образом похищение Лизы Алиевой.

Мы восхищаемся смелостью Лизы, ее последовательностью и бескомпромиссностью в поиске справедливости.

Оригинал