«Медведи» (англ. bear) – участники торгов, которые зарабатывают деньги на падении рынка. В данном случае считается, что при нападении на врага медведь, наоборот, прижимает его к земле.
«Быки» (англ. bull) – торговцы ценными бумагами, пытающиеся заработать на росте стоимости активов. В основу названия заложено представление о том, что бык, атакуя противника, поднимает его своими рогами вверх.
Отгремели, а точнее, прошелестели выборы представительных органов в Марий Эл. Большинство в Госсобрании осталось за медведями, почти всех тяжеловесов (основной вес которых приходится на кошелек) удалось протащить, кто-то даже прошел напролом. Например, жертва чудовищного нападения в школе Екатерина Вахитова, чей кошелек можно использовать как таран.
Прошли пять Мюнхгаузенов, утверждавших, что сами себя схватят за волосы и перебросят в парламентское кресло. Камеры, впрочем, засекли в кадре и другие руки, растут которые, предположительно, из серого дома.
А что быки? Часть быков превратились в тореадоров и заставили народ реагировать на красную тряпку, что привело к увеличение мест в парламенте с 4 до 8. Братья их меньшие тоже отработали лучше, чем в 2014-м - в составе Госсобрания теперь будет и Справедливая Россия, и почти исчезнувшая полгода назад с горизонта ЛДПР.
О результатах самих по себе написано уже достаточно, здесь давайте попробуем посмотреть, как те и другие агитировали и что с этого получили.
Бумажная агитация
Чтобы потенциальный член социальной группы “электорат” открыл газету, надо сначала зацепить чем-то его взгляд. У всех партий были газеты, и у каждой был свой стиль и свои акценты.
Единороссы: Кампанию Единой России вел Евстифеев, точнее, его люди. Это видно из оформления газеты “Вести Марий Эл” - та же бело-сине-красная палитра (не региональная идея - партия власти эксплуатирует цвета национального флага, ничего нового), тот же марийский орнамент. Если бы можно было записать в газету мелодию гимна, сделали бы и это.
Большая часть площади занята фотографиями, и это тоже понятно - после пенсионной реформы рассчитывать на голосование головой было трудно, ставили на красивую картинку в первую очередь. Это касается и текста. Газета рассказывает о каком-либо позитивном событии, празднике, увеличении надоев населения КРС, грандиозных планах на будущее, и в этом тексте жирно выделяет фамилии кандидатов, за которых надо голосовать.
Праздники - для людей вроде Вертинской и Бурнашевой, которые к политике имеют такое же отношение, как марийский орнамент к Евстифееву, и Юрия Минакова, который настолько выдохся, что, как и две названные выше кандидатки, может похвастать перед избирателем только присутствием на празднике.
Для тех, кто руководит богатым предприятием, как Кожанов и Барбашенов - рассказы об успехах в производстве и даже фотографии.
Присутствует и обязательный элемент предвыборки - “соцопрос” с навязчивым указанием того, что он проведен будто бы безвозмездно. Кто в это верит? Наверно, марийские “политические аналитики”, собирающиеся за круглым столом.
Коммунисты: КПРФ не меняла свой “Голос правды” под выборы. Огромный минус - редкие и плохого качества фотографии кандидатов.
Большая часть площади занята текстом, и он идет сплошняком. Так писали, кажется, в газете “Труд” много лет назад - там один разворот можно было весь день читать. Текст, не разбитый на блоки, априорно воспринимается как кусок занудства.
Очень много места - почти половина - уделена унижению “Коммунисты России”. В общереспубликанской версии шельмили всю партию (статья про “шестерку”), в спецлистке для Волжска - конкретного кандидата Семенова. В итоге Коммунисты России и Партия пенсионеров набрали на двоих почти 10%.
Акцент агитации КПРФ - собственно коммунизм и упор на “народность” партии настолько, что даже тексты для листка писали будто бы “простые люди”. Так это или нет, неизвестно.
ЛДПР: Основа осталась: Жириновский на первой странице. Выгодно отличает их листок наличие в нем достаточного количества воздуха - неплохая, привлекательная верстка с хорошей разбивкой на блоки. Много крупных, хорошо видимых элементов, что в современных условиях тотальной близорукости населения хорошо.
Минусы: если у коммунистов плохого качества фото, то у ЛДПР - плохого качества не кадр, а лицо в нем. Большинство кандидатов на фото выглядят безжизненно.
Акцент агитации: пенсионная и мусорная реформа - ад и грабеж, мы голосовали против. Вернем все назад, республику разовьем. Особенность: почти полное отсутствие критики кого-либо из оппонентов.
Марийская ЛДПР уже не первый год выступает как “партия единорогов” - то есть, нацеленная только на конструктив без критики. Единая Россия упоминается вскользь на мелких брошюрках, а большая часть газеты отведена под расписывание кошмаров сегодняшней жизни и обещания улучшить. Это как “Вести Марий Эл” наоборот. Там говорят, как сейчас хорошо, не упоминая при этом Единую Россию, а как бы намекая. Тут говорят, как все плохо, также намекая и не упоминая.
СР: Справедливороссы выбрали для своего листка стиль “Скандалы, интриги, расследования”. Привлекает внимание, но при ближнем рассмотрении выглядит как дешевая бульварная пресса. На первой странице какие-то руки трясут за грудки мужика с обрезанной головой. То же самое повторяется на второй.
Нормально выглядит только последняя полоса с галереей кандидатов. У многих такие же постные лица, как в случае ЛДПР, но самые известные выглядят неплохо: Глущенко, Заболотских, Георгий Моисеев, Алексей Иванов.
Содержание газеты можно выразить двумя слоганами:
- На нас давят, значит, боятся
- Верните народу бабки
На первой странице внезапно сплагиачен Жириновский.
Уличная агитация
Единороссы использовали проверенную тактику “Веселуха”: дни соседа, детские праздники и прочее. На эти праздники приходили “интересные люди”. Например, Минаков. Посмотрите, как с нами весело, и голосуйте сердцем.
Кандидат Дождиков, директор МУП “Город”, помог с построением в районе Аллеи здоровья канатного городка.
Городок развалился, по данным очевидцев, недели через две. После этого его просто упаковали - ремонтные работы, недоступно. Сэкономили, но никто не заметил. Ни одна оппозиционная партия не рассказала об этом случае, хотя городок превратился в металлолом задолго до дня выборов.
Подробно о том, как правительство строило кампанию Единой России руками вологодских технологов, написано в Иделе.
ЛДПР и СР раздавали на улицах календарики и брошюрки. Справедливороссы были видны издалека, т.к. носили ярко-оранжевые манишки. Вывесили несколько больших плакатов. Особенно много ЛДПР было, говорят, в Гомзово.
СР еще раз переняла агитационные манеры ЛДПР и даже немного углубила: кроме газели с надписью “Гнать временщиков из власти” была легковушка, призывающая прохожих стать другом депутата Салахутдинова. Не знаю, обрел ли он новых друзей, но депутатом не стал. Привезли депутата Госдумы Олега Шеина, который не имеет отношения к Марий Эл, но что делать, если от Марий Эл в Госдуме справороссов нет.
КПРФ провели митинг “За честные выборы”. На нем убеждали идти на выборы вместо того, чтобы собирать картошку и грибы.
Результат
Влияние агитации на результаты выборов невозможно оценивать в цифрах и фактах. Предположительно небольшое. Избиратель, который пришел на выборы, был заагитирован в первую очередь либо пенсионной реформой, либо приказом начальства.
Если бы люди обращали внимание на газеты, листовки и т.п., наверно не голосовали бы столько людей за КПРФ (кроме мандатов, у них много вторых мест). Агитация ЛДПР и особенно СР с их унижениями в подъезде Глущенко бросались в глаза сильнее. Программа “вернем деньги в бюджет и передадим бедным” - у всех одна и та же. Пункт “республика перспективна” тоже общее место, даже с единороссами. Региональный патриотизм и позитивизм бьет через край.
Среди важных единороссов проиграл только Минаков. Не исключено, что его просто слили, чтобы “уступить дорогу молодым”. Условно, конечно. Карташов, Яковлева или еще кто - все они далеко не молодежь.
Молодежь вдруг появилась у КПРФ - Царегородцев, Пономарев, Туманов. Опять же - в агитации коммунисты ставку на молодежь не делали (если не считать мелкого шрифта, который не каждый пенсионер прочтет), так делает ЛДПР. В случае с ЛДПР это тоже не сработало - большинство их молодых кандидатов не просто проиграли, а стали четвертыми в своих округах. Проще говоря, пенсионерской республике Марий Эл на молодежь и ее перспективы глубоко наплевать. Они выбрали 77-летнего Севастьянова. Что тут еще добавить?
Из тех, кто рекламировался в евстифеевской газете, не прошли Вертинская и Барбашенов. Директор МУП “Город” Дождиков проиграл коммунисту Маслихину.
А что делает Евстифеев?
Шлет лесом всех победителей от оппозиции. Саныч сказал “Я фильтором командую!”
Нет, стоп, это была Ирина Татаринова. Евстифеев же сказал после выборов, что партия власти сохранила большинство и не собирается принимать во внимание мнения маргиналов, занявших остальные депутатские кресла.
Не этими словами, конечно, но смысл такой. Победу Единой России он назвал уверенной. Idel.Реалии, в свою очередь, показывают, что медведи потеряли половину голосов: в 2014-м было 150 тысяч, в этот раз - 70. Тут надо учесть снижение явки, но и оно отчасти результат работы действующей партии власти.
Ничего удивительного для кандидатов из партий раздробленной России в действиях Евстифеева нет, и надеяться на другое не стоило. В той же статье 7х7 с его цитатой коротко упомянуто, чего стоят договоренности московского арбитра.