В январе 2017 г. исполнилось 155 лет со дня рождения последнего губернатора дореволюционной Вятки Н. А. Руднева (1862 – ?). Николай Андреевич возглавил Вятскую губернию в сложнейший период отечественной истории — время Первой мировой войны и революции 1917 г. Тем не менее губернатор оставил о себе добрую память и многого успел добиться на своем ответственном посту как по части сферы государственного управления, так и в общественной жизни. Это был нестандартный чиновник, имевший образование медика и репутацию «земца». Настоящий материал посвящен жизни и деятельности Н. А. Руднева, правление которого фактически завершило период дореволюционной вятской истории.

Николай Руднев

Николай Руднев родился 16 января 1862 г. в семье получившего дворянство священника Новосильского уезда Тульской губернии. Несмотря на достаточно высокий уровень семейного благосостояния (родовое имение 665 десятин земли и дом в городе Новосили), Руднев решил стать врачом. Образование получил на медицинском факультете Московского университета. В молодые годы работал ординатором в Московской Голицынской больнице, земским врачом в Новосильском уезде (1887 – 1897 гг.), земским начальником 5-го участка Новосильского уезда (1897–1906 гг.). Вообще же, медик-губернатор - это удивительное явление вятской дореволюционной истории, так как большинство губернаторов получали в университете юридическое образование.

Назначению Руднева на пост вятского губернатора предшествовала его плодотворная работа по организации и руководству местным (земским) хозяйством Тульской губернии. Николай Андреевич занимал должность председателем Тульской губернской земской управы в 1906–1915 гг. Интересно, что Руднев обладал высокой степенью доверия — он четырежды утверждался (1906, 1908, 1911, 1914 гг.) председателем управы. Он проявил себя «крепким хозяйственником», который во все дела вникал самым тщательным образом. Николай Андреевич был удостоен многочисленных государственных наград: орденов Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени, Св. Владимира 3-й и 4-й степеней, а в 1914 г. его наградили чином действительного статского советника (генеральское звание).

Губернаторский дом. г. Вятка. Начало XX в.

Вскоре Руднева ждало повышение по службе, причем, как отмечают историки, получил он его не с помощью интриганства и «подковерной борьбы», а исключительно благодаря личным качествам. 30 октября 1915 г. Н. А. Руднев был назначен на должность вятского губернатора, в г. Вятку прибыл 10 декабря 1915 г. Главной его задачей являлось поддержание общественного порядка, сохранение устойчивого развития губернии, ее некое «усмирение». Это было крайне важно, так как в начале XX в. в Вятке происходили неслыханные доселе явления, чего только стоит череда покушений на губернатора С. Д. Горчакова, революционные волнения, выступления черносотенцев. Несмотря на продолжавшуюся войну и падение жизненного уровня, общественная обстановка в городе и губернии при Рудневе отличалась относительным спокойствием и стабильностью. Вятка, в отличие от многих других русских городов, не стала эпицентром бунтов и «колыбелью революции», во многом заслуга в этом принадлежала энергичному начальнику губернии. Даже накануне Февральской революции в Вятской губернии не было заметно обострения ни социальной, ни политической борьбы.

Николай Руднев на посту губернатора проявил себя как сторонник развития просвещения и культуры. Известно, что во время своих многочисленных инспекционных поездок по губернии Руднев обращал внимание на различные памятники старины. Так, при посещении Яранского уезда летом 1916 г. губернатор осмотрел старинную заброшенную церковь в г. Яранске, а в слободе Кукарке ему показали в Успенской церкви «старинную картину с изображением Мадонны работы итальянского мастера». Произведение искусства настолько поразило Руднева, что по прибытии в Вятку губернатор отправился на заседание вятской ученой архивной комиссии (ВУАК), рассказал о своей поездке и предложил членам ВУАК приобрести «Кукарскую Мадонну» в Трифоновский церковно-археологический музей комиссии.

Успенская церковь слободы Кукарка. Начало XX в.

Кроме того, Руднев пожертвовал в собрание музея и некоторые свои личные предметы, представлявшие немалый интерес. Например, фонды музея пополнило «полученное им 12 августа 1912 г. приглашение к парадному обеденному столу в Георгиевском зале большого кремлевского дворца в четверг в 7 часов 30 минут вечера 30 августа 1912 г., адресованное статскому советнику председателю Тульской земской управы Н. А. Рудневу», а также «на особой карточке меню обеда на французской языке». Теплые отношения у Руднева сложились и с вятской публичной библиотекой, губернатор не только стал председателем ее попечительского комитета, но и много сделал для пополнения фондов просветительского учреждения новыми книгами. Сам подавал позитивный пример, безвозмездно жертвуя на протяжении всего своего губернаторства книги и печатные издания библиотеке.

Конечно, в военное время много внимания Рудневым уделялось вопросам помощи пострадавшим от боевых действий, их семьям, раненым и страждущим. Тем более, что традиции благотворительности и вспомоществования на Вятке имели глубокие исторические корни. Н. А. Руднев одновременно состоял уполномоченным Российского общества Красного Креста и Министерства земледелия по закупке хлеба для армии по Вятской губернии, председателем областного военно-промышленного комитета, губернского попечительства о раненых и больных воинах и многих других общественных организаций благотворительной направленности. Он же являлся почетным председателем целого ряда комиссий и обществ, где членство губернатора вовсе не было номинальным, так как рассматривались вопросы государственной важности, привлекались все возможные ресурсы для решения актуальных социальных проблем.

Гостиная в доме вятского губернатора. 1900-е гг.

После отречения Николая II от престола губернатор Руднев своим приказом от 5 марта 1917 г. предложил всем чиновникам подведомственных правительственных учреждений Вятской губернии подчиниться Временному правительству и «безусловно исполнять» все его требования и распоряжения. Уже на следующий день, 6 марта, Николай Андреевич издал свой последний приказ в качестве губернатора: «Сего числа мною получена телеграмма от Председателя Совета министров — министра внутренних дел следующего содержания:

“Временное правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей по этим должностям. Управление губернией возлагается на Председателя губернской земской управы, которому благоволите сдать должность”. Во исполнение настоящего распоряжения Председателя Совета Министров — министра внутренних дел князя Львова, устранив статского советника Кандидова временно от должности вице-губернатора, постановил: временно управление Вятской губернией сдать Председателю Вятской губернской земской управы».

В тот же день Н. А. Руднев распорядился освободить всех лиц, состоявших под гласным и негласным надзором полиции.

В то же время важно отметить, что Руднев сохранял верность той власти, которая назначила его губернатором, и не стал предавать ее и переходить на сторону новой политической силы. Однако в этот период подобный процесс шел в России (и в Вятке в частности) повсеместно. Например, правитель канцелярии губернатора А. П. Корелин заявил, что он служил для «лучшего уяснения основы в области государственного устройства» и был «по существу демократом, нуждавшимся в службе для существования». Губернатор Н. А. Руднев занял в этот период конструктивную позицию, которая позволила не допустить анархии и создать все возможности для постепенного реформирования старого строя.

Н. А. Руднев

Так власть в Вятке плавно и без потрясений перешла от одного политического центра к другому. Руднев за свои полномочия не боролся и полностью подчинился воле Временного правительства. В течение последующих двух месяцев Н. А. Руднев проживал в Вятке в ожидании какой-то определенности в своей судьбе. Впоследствии покинул наш город и переехал в Москву. О дальнейшей карьере, как и в целом о судьбе Николая Андреевича нам ничего неизвестно. При новой власти после октября 1917 г. рассчитывать перешагнувшему порог 55-летия статскому советнику Рудневу было уже не на что, и он затерялся в череде революционных вихрей, навсегда оставшись в истории последним вятским губернатором.

Оригинал