Два года назад Александр Евстифеев получил 88% голосов и стал губернатором. До этого он полгода руководил в качестве врио, и после этого еще не меньше года все говорили, что надо дать ему время <втянуться>, тогда все заработает.
Многие были очарованы обещанием сократить госдолг, накопленный Маркеловым, - сие обещание напрашивалось одним из первых, так как для того, чтобы подобное пообещать, не надо глубоко вникать в проблемы регионы. Да и избирателю без доп.пояснений яснее ясного, что госдолг есть что-то нехорошее и от него надо избавляться. Все с полуслова верили, что долг этот <космический>, хотя в сравнении с многими другими регионами, скорее, комический, и не только в абсолютных рублях (13 млрд.), но и по соотношению с годовым доходом республики.

Сам по себе возврат долгов положение жителей Марий Эл не улучшает, поэтому стали ждать еще действий, каждый месяц приговаривая, что надо дать время. Потом выяснилось, что долг не сократился. Оказалось, Евстифеев по возможности гасит кредиты Кремля, а коммерческих кредиторов продолжает спонсировать по их грабительскому проценту. Да и мох кудрявый бы с ним.

Посмотрим лучше, к чему республика пришла за два с половиной года работы конкурсного управляющего из Москвы. Сразу скажем, статистика наглядно это показывает и доказывает, что стало даже хуже чем при пресловутом Маркелове

Сфер, достойных обозрения, много, поэтому разделим на два поста. Этот - первая часть.

 

 

 

Строительство 

После отбытия Герцога и увольнения строительного куратора Николая Куклина стройка в Марий Эл не встала, но притормозила. Особенно заметно по центру Йошкар-Олы, хотя с краев новые районы продолжают расти.

Евстифеев начал строить детские сады, но перестал строить ФАПы и ФОКи. Перед выборами наконец вспомнил о пятилетнем недострое в Волжском районе и пообещал его доделать на деньги Газпрома. Денег там не то чтоб куча, около 140 млн. 

Объемы строительства в рублях снижаются примерно на 2% в год, по Маристату, а квадратные метры обитаемого кирпича с более чем 200 тыс. кв. метров в за полгода до 120 ты . А может,, просто все уже заселились и больше не надо?

Чиновников, расквартированных на Брюгге, Евстифеев не расселил.

 

Медицина и демография

Ходит в народе шутка, что Евстифеев, чтобы получить пост губернатора, встал в очередь.

Это была очередь в поликлинике, которую удачно заснял какой-то аноним, случайно оказавшийся там со включенной камерой рано утром. После этого народ решил, что очереди в поликлиниках исчезнут. Не исчезли. Опустив лирику про злобных двуставочных медиков и сложности с записью к врачу, смотрим, что стало с медициной Марий Эл в цифрах.

Коечный фонд поредел на пару сотен кроватей - с 7,2 тыс. до 7 тыс. ровно. Проблема с зарплатами врачей решена в стиле экс-министра Шишкина - подгоном всех премий и переработок в один оклад и фиктивным переводом медперсонала в не-мед персонал.

Если до этого 5 лет подряд был естественный прирост населения республики, то в 2017-м - естественная убыль: -354 человека за год. В 2018-м уже -1254. Но это провал демографический, а не медицинский. Смертей стало даже на 400 штук поменьше в 17 и 18 годах, зато рождаемость упала за два года больше чем на 2000 человек. 

В 2017 была свернута масштабная программа Маркелова, на которую выделялись примерно по 3 млрд в год. Бюджеты на медицину в целом сократились. 

Нельзя сказать, что Евстифеев полностью проваливает медицину, но Бендериада ему определенно интереснее.

 

 

Образование


Выпуск квалифицированных сотрудников из вузов начал беспощадно уничтожать еще Маркелов в сезоне 16–17 годов, когда их количество сократилось с 3 тыс. до 700 человек. Евстифеев поддержал почин, и в сезон 18–19 у нас уже меньше 600 квалифицированных выпускников.

Число преподавателей в вузах сокращается давно. В 2008 году их было в республике почти 1500 человек, к приходу Евстифеева осталось 900. Утечка умов при нем замедлилась, но не прекратилась полностью - сейчас 890 преподавателей.
Выпуск бакалавров сократился с 3600 до 3240 в год.

В 2016 году в Марий Эл было 299 публичных общедоступных библиотек, сейчас 286. Фонд книг сократился на 100 тыс. Винить ли Евстифеева? Оболванивание населения, пожалуй, федеральный тренд.

Нельзя не упомянуть, что Евстифеев торжественно открыл несколько детских садов, по республике по-прежнему не хватает минимум 20 зданий только для 5 тыс. детей 3–7 лет, а вообще для всех требуется около 80. Каждый детсад стоит около 150–160 млн. Плюс зарплаты его сотрудникам. Но тут не так тяжело: они получают в Марий Эл меньше МРОТа. Об этом писал подробно в декабре 2018 года.

 

 

 


Это все еще ягодки. Самое страшное — в следующей части: проанализирую падение уровня жизни жителей Республики Марий Эл, бизнес, транспорт, социалистка. Генеральная ревизия провальной деятельности в Республике Марий Эл отставного судьи и Ко в изгнании и большого любителя малых и драматических форумов проходящих большей частью в Москве.