Собираюсь на заседание технической рабочей группы обсудить прошедший эксперимент по дистанционному электронному голосованию. Хорошо, что несмотря на звучащую критику, ДИТ Москвы открыт к диалогу.
В отличие от 1 и 10 округов, где результаты электронного голосования не являются определяющими для установления победителя, в 30 округе ситуация иная. Разница голосов между кандидатами Русецкой и Юнеманом составила всего 84 голоса, в пользу первой. На обычных участках побеждает Юнеман с отрывом в 581 голос, а на электронном Русецкая с отрывом в 665.
В связи со сбоем, приведшим к трехчасовой остановке голосования, необходимо оценить перспективы по оспариванию этого участка, так как в ближайшее время будет разбирательство по жалобам Романа Юнемана.
Если сейчас уйти от рассуждений об угрозах и уязвимостях, о которых мы писали в отчетах, и перевести возникший спор в правовую плоскость, то необходимо найти ответ на вопрос: возможно ли установить действительную волю избирателей в 30 избирательном округе Москвы?
Фактически образовались три группы избирателей на 5003 электронном участке: кто успел проголосовать до сбоя, кто оказался внутри сбоя и кто проголосовал после восстановления работы. Сейчас на этом этапе меня интересует судьба бюллетеней и голосов избирателей из второй группы. Среди них есть те, у кого произошел сбой при демонстрации бюллетеня, но система их учла как получивших бюллетень и повторно его получить они уже не могли. При этим Оператор портала провел собственную проверку и дал таким избирателям второй шанс, повторно открыв доступ к бюллетеню. Эта процедура сейчас для меня является самой загадочной и требующей детального разбора, так как затрагивает сотни избирателей.
Есть как минимум четыре возможных сценария развития событий:
1. Оставить все, как есть. Победа у Русецкой.
2. Отменить результаты по участку. Победа Юнемана.
3. Отменить результаты по округу. Оба проигрывают.
4. Пересчитать голоса (но не бумажные распечатки, их пересчитывали), а электронные с целью изъятия поданных с нарушением процедуры голосов, вызванной сбоем. Закон такой процедуры не предусматривает, поэтому решиться на такое может только суд с привлечением экспертов. Кто победит — будет зависеть от количества «недействительных» голосов.