Важнейшим объектом городской жизни дореволюционной Вятки была почтовая контора, которая располагалась долгие годы в доме на Преображенской улице (сегодня дом № 35 а). В 1799 г. почта выкупила этот еще недостроенный дом у секретаря земского суда С. Я. Шубникова и приспособила под свои нужды. С тех пор около 60 лет почтовая контора на Преображенской была одним из мест притяжения для нескольких поколений вятчан, жаждавших новостей и ожидавших долгожданных писем.


Здание бывшей почтовой конторы. 2017 г.

В первой половине XIX в. почта в Вятку из Петербурга и Москвы поступала два раза в неделю, обычно около двух часов пополудни. В это время служащие и чиновники как раз отправлялись на обед. Многие прежде всего спешили на почту за письмами и газетами, здесь же обменивались новостями и слухами. Писем и известий из больших городов в провинциальной Вятке ждали с особым трепетом. Очень ярко это состояние описал А. И. Герцен, который часто бывал в почтовой конторе. Он вспоминал:

«...С каким волнением дожидался я возле почтовой конторы, пока разберут письма, с каким трепетом ломал печать и искал в письме из дома, нет ли маленькой записочки на тонкой бумаге, написанной удивительно мелким и изящным шрифтом. И я не читал ее в почтовой конторе, а тихо шел домой, отдаляя минуты чтения, наслаждаясь одной мыслью, что письмо есть».

Кроме того, немаловажно отметить, что в тот период времени на весь город был всего один почтовый ящик, и висел он на здании почтовой конторы.


Александр Герцен в молодости.

Личность почтмейстера имела в маленьком губернском городе очень большое значение. Очень нестандартная и яркая личность Казимирского привлекает вниманием тем, что помимо исполнения прямых служебных обязанностей, он очень сильно увлекался театром и даже создал одну из первых любительских трупп в нашем городе. Первый в Вятке спектакль (пьеса Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние») состоялся 25 октября 1815 г. в зале верхнего земского суда, имевшем около трехсот мест. В действе, кроме семейства самого Казимировского, участвовали чиновники, учителя гимназии, а также купцы.

 

А. И. Герцен сам участвовал в театральных постановках и хорошо знал Казимирского, бывал у него в гостях. Хотя по поводу его служебной деятельности особого восторга не выказывал. Причиной такого отношения стала вечная проблема потери или задержки писем в почтовом ведомстве. Так 11 января 1839 г. Герцен писал из Владимира А. Л. Витбергу в Вятку: «Получил ваше письмо. Из него вижу, что вы не получили ни письма моего от 8-го декабря, ни посылки от 15-го — это странно. Потрудитесь справиться в почтовой конторе... Однако, скажите об этом, то есть о потере письма, Казимирскому, а я здесь справлюсь». Письма терялись и раньше. «Ты, я думаю, досадовала на меня, что долго не получала писем, — писал Герцен Наташе Захарьиной 27 февраля 1837 г., — а письмо пролежало здесь в почтовой конторе — и мне больно это». Краевед Т. К. Николаева на основе этих реплик Герцена делала в одной из своих монографий вывод о том, что «похоже, голова уважаемого почтмейстера нередко была занята мыслями, далекими от почты».

 


Вид на южную часть города с правого берега реки. Слева — Александро-Невский собор. Справа — Успенский Трифонов монастырь. г. Вятка. Начало XX в.

На почтовом дворе останавливались экипажи со ссыльными, которые следовали через Вятку в Сибирь. Большим событием для общественной жизни города стал приезд в октябре 1827 г. в Вятку партии ссыльных декабристов. Среди них были А. А. Бестужев-Марлинский, А. П. Арбузов, М. И. Муравьев-Апостол, А. И. Тютчев, И. Д. Якушкин. Посмотреть на декабристов у почтовой конторы собралась огромная толпа горожан, фельдъегерю, который сопровождал ссыльных, стоило приложить немалые усилия, чтобы разогнать зевак. Теплый прием декабристам был оказан и в других городах Вятской губернии. Краевед Е. Д. Петряев даже указывал, что в Слободском для ссыльных устроили бал. Правда, гости на нем были в кандалах и поэтому по понятным причинам не могли танцевать «в полную силу».


Общий вид города. г. Слободской. Начало XX в.

Необходимо было иметь большое гражданское мужество, чтобы оказать столь радушный прием декабристам, которые тогда считались злостными государственными преступниками. Е. Д. Петряев полагал, что «на всем долгом пути до Нерчинских рудников декабристы нашли столь сердечный прием, кажется, только в Вятской губернии». Любопытно, что впоследствии многие декабристы осели в Вятке и жили здесь, посещая время от времени почтовую контору. Среди них — И. Н. Горсткин, А. Н. Муравьев, семьи А. Е. Ренкевича и А. А. Фока.

В 1860-е гг. почта переехала в более просторный дом на углу Орловской и Казанской улиц, принадлежавший купцу П. П. Гусеву. В обмен последний получил дом почтовой конторы.


Почтово-телеграфная контора на улице Орловской. Начало XX в.

После Гусевых дом на Преображенской поочередно принадлежал дворянину С. П. Булгакову, жене коллежского асессора А. Н. Тихомировой, врачу И. А. Шмелёву; в 1918 г. был муниципализирован и передан сначала детскому дому, а в 1921 г. — конторе Губпродраспред. В послевоенные годы к зданию была пристроена со двора многоэтажная жилая коробка. Сегодня это жилой дом, на первом этаже которого находится питейное заведение с характерным, отсылающим в прошлое названием «Почта».



Оригинал