По поводу лидеров оппозиции можно слышать бесконечное брюзжание сидящих по кухням. Недовольные граждане прицокивают языком и корчат мины: "Ой, не то, не то". Одни представители протестующих в их восприятии слишком субтильны, другие выглядят плутовато, третьи выражаются сумбурно, почти все чересчур либеральны, богаты и хотят украсть и т. д. Кажется, в таком подходе больше психологической защиты и оправдания собственного бездействия, чем чего-либо другого. Ждать святых, ну или почти святых, можно ведь до второго пришествия. Между тем внимательный взгляд на лагерь оппозиции позволяет увидеть совершенно разноплановые фигуры, среди которых нормальных и вполне достойных немало. Одна из таких фигур - Геннадий Гудков, депутат Государственной Думы в 2001–2012 гг. 

Вся его политическая карьера свидетельствует о склонности к социал-демократическим идеям и неприятии коррупции. Глава Народной партии в 2004–2007 гг., в роли которого подписывал соглашение о сотрудничестве с руководителями не ставших популярными и массовыми, но оттого ничуть не менее вменяемых политических сил - Семигиным («Патриоты России»), Селезневым (Партия возрождения России), Подберезкиным (Партия социальной справедливости), Кишениным (Социал-демократическая партия). Уже тогда Гудков критиковал структуру современной российской власти, сравнивая ее с абсолютной монархией, выступал с идеей парламентской республики. С 2007 г. Народная партия присоединилась к "Справедливой России", в составе которой Гудков со временем стал заместителем председателя партийной фракции. Российские реалии все более тревожили его, он говорил о фальсификации результатов выборов, расточительности госчиновников, предлагал законопроект об ограничении покупательной способности госслужащих. 

С неудобным депутатом власть мирилась до момента его непосредственного участия в организации многотысячных митингов "За честные выборы" в 2011–2012 гг., после чего Генпрокуратура обвинила его в незаконном предпринимательстве, и голосами "единороссов" и ЛДПР Гудков был лишен депутатского мандата. Это внесудебное решение осудила Парламентская ассамблея Совета Европы. Участие в "Марше против подлецов" и координационном совете внесистемной оппозиции стали основанием для исключения Гудкова из "Справедливой России". После этого политик стоял у истоков "Альянса зеленых и социал-демократов", ликвидированного по иску минюста в июне 2019 г. за неучастие в региональных выборах. 

В августе 2019 г. Геннадий Гудков дал интервью одному из популярных YouTube-каналов, в котором сенсационно заявил о происходящем в России чекистском перевороте. По данным его источников (заметим, что в 80–90-е годы Гудков являлся сотрудником КГБ-ФСБ), у президента Путина состоялась беседа с Н. Патрушевым и другими высокопоставленными "силовиками", которые охарактеризовали текущую ситуацию в стране как крайне тяжелую, что за возможным поражением на московских выборах последуют поражения в регионах, и необходимо предпринимать срочные жесткие меры для удержания власти. Якобы от президента они получили карт-бланш, чем объясняется отказ даже от имитации законности и имитации выборов. События в Москве, сопряженные с невиданным насилием в отношении участников мирных акций протеста и случайных прохожих, являются завершением строительства полицейского государства, следующим шагом которого станут массовые репрессии. 

По мнению Гудкова, переворот еще не завершен. Его успех или неуспех будут зависеть, в первую очередь, от реакции гражданского общества, которое пока выглядит ошеломленным. Кроме того, проблемы в реализации этого плана создает сопротивление значительной части элиты, чьи семьи и финансовые активы находятся за рубежом, кто не хотел бы отказываться от контактов с западной цивилизацией. 

В то же время, он подчеркнул, не нужно тешить себя иллюзиями насчет архаичности государства при прогрессивности общества. Режим до сих пор опирается на, пускай минимальное, но большинство населения. У него нет понимания исторической отсталости в технологиях и общественном развитии, а примером является нечто вроде застывшего в прошлом веке государства северокорейского типа. Гудков считает, что основным бенефициаром путинского правления является его коррупционное окружение, и единственная его задача - сохранить существующий порядок как можно дольше. Мы можем сколько угодно возмущаться, что "Россия загибается", но правитель в отличной физической форме, и на его век и век его окружения ресурсов хватит с лихвой. 

"Можно сейчас считать бредом сумасшедшего", - говорит Гудков, но, по его данным, влиятельные группы разрабатывают военные сценарии в отношении Прибалтики или Финляндии на тот случай, когда будет невозможно сдерживать внутренние противоречия. У России достаточно сил для любого локального конфликта. Страна обладает вторым ядерным потенциалом, и у Запада очень ограниченные возможности для влияния на нее. 

Давая оценку выборам в Мосгордуму, Геннадий Гудков сказал: "Мы протестировали всю политическую систему, она должна была разоблачиться полностью, до трусов или даже еще больше. Вся эта система глубоко враждебна народу. Народ она ненавидит. Она бросает на борьбу с народом вооруженные подразделения, причем, эти вооруженные подразделения - единственный оплот власти... Все теперь понимают, что путем выборов власть в России сменить невозможно. Но на выборы ходить нужно хотя бы по одной причине. Выборы являются трибуной, с которой можно критиковать власть. Если бы мы не пошли на эти выборы, страна бы не узнала, чего стоит ее политическая система, ее руководители, суды, правоохранительные органы, Росгвардия и т. д. Сегодня они видят, что это машина репрессий, машина войны с народом". 

... На примере Гудкова можно наблюдать постепенное сближение позиций части левых и либералов, прежде всего, в вопросе понимания сути действующей власти и перспектив страны при ее дальнейшем доминировании. Да, разоблачение власти сегодня удается всем без исключения. К сожалению, на этом единые подходы заканчиваются, и внятной повестки - а что же будет потом, без этой власти? - как не было, так и нет. Либералам, кстати, неплохо бы помнить судьбу своих предшественников Февраля 1917-го года, когда они за несколько месяцев похерили все, что было завоевано революцией, и оказались сметены напрочь. Вопросы политических прав и свобод, демократических выборов, безусловно, важны, но Гудков сам высказал мысль, что в нынешнем положении (и не так уж редко так бывает в истории) выборы ничего не решают. Оппозиции следует не только предлагать себя в качестве "честной", но никак не меняющей систему, а работать со всем спектром общественных движений (от дальнобойщиков до мусорного протеста, от противников пенсионной реформы до замученного поборами малого бизнеса) и формировать программу, отражающую социально-экономические интересы самых широких слоев населения. Только тогда столичная буза обещает вырасти в заявку на модернизацию страны.

Оригинал