Справка о проверке ИВС УВД г. Сургута.

13 августа 2019 года член Совета А. В. Бабушкин посетил ИВС УВД г. Сургута. 

Лимит наполнения ИВС составляет 138 мест. ИВС был открыт в 1986 году. Общая площадь 630 метров. Имеется 21 камер, в т. ч. 7 камер без окон. На момент посещения в ИВС находилось 70 человек. Однако обычно людей в ИВС существенно больше. ИВС обслуживает УВД г. Сургута отделы полиции города, Сургутский ЛОВД, межмуниципальный отдел МВД по Сургутскому району. Журнал первичного осмотра ведется небрежно: в нем не указываются иные данные кроме того, есть ли при прибытии претензии и жалобы, а при убытии - может ли этапироваться. 

Имеется 1 комната свиданий и 4 следственных кабинета.

Поступили жалобы на действия полиции при нахождении граждан в органах внутренних дел. Так, Мирошникову Вадиму в Солнечном ПОМ Сургутского районе не дали позвонить. Джафарову Эмилю в 3 ОП г. Сургута в течение 12 часов не давали позвонить. 

Школьник К., вместе с Н., обвиняется в том, что сбывал наркотики; вину признает в употреблении. Ковальчук находился на домашнем аресте; ему было запрещено общаться с Н.; 22 мая 2019 года, когда он шел из школы, к нему подошел Н. и попросил сигарету; К. дал ему сигарету; после этого Н. вступил в конфликт с проходящим мужчиной, причинил тому тяжкий вред здоровью. После этого в своих показаниях он утверждал, что разговаривал с К. на разные темы. Н., совершивший тяжкое преступление во время нахождения на подписке, остался на свободе, а К., который только закончил 10 класс вечерней школы, изменили меру пресечения. 

Выявлен случай судебной волокиты: Сургутский горсуд (судья Гаркуша) рассматривал в течение 1 года 9 мес. уголовное дело в отношении И. по ст. 228-1 УК РФ. По делу проходит 7 человек. И. вменяется только 1 эпизод. Всего соучастникам вменяется около 8 эпизодов. И. находится под стражей в течение 2,5 лет. 

Выявлен случай в отношении Гаджиханова З. Как сообщает Гаджиханов, 18 июня 2019 года по адресу г. Сургут, Усольцева, 13, он был задержан вместе с еще 3 людьми. При этом ему на голову надели пакет. Их задержали 5 человек в масках; людьми в масках командовал люди в штатском; один из них — Константин Елисеенко. После надевания пакета ему наносили удары по голове и туловищу. Между избиениями от него требовали дать показания. После отказа давать показания избиения продолжалось. 

Затем его увезли в УВД Сургута. Когда с него сняли пакет, тот он увидел, что находился в кабинете следователя. После пыток на передней части ляжек появились следы (шрамы), похожие на ожоги, размером 15 на 12 и 10 на 7 см неправильной формы. Шрамы имеют неравномерный темно-фиолетовый неравномерный цвет. При задержании был в джинсах. Примерно через 4–5 часов после задержания, он почувствовал, как ноги стало жечь, однако, что с ними происходило, не видел. Затем, когда он смог осмотреть ноги, то увидел, что ткань джинсов прилипает к ногам на травмированном участке, а сама ткань стала очень твердой. На момент осмотра шрамы на ногах не сохранились. К моменту посещения было вынесено постановления об отказе в возбуждении уголовного дела 

Во время посещения ИВС к участникам посещения обратился Банчу П., который обвиняется по ст. 163 УК РФ (вымогательство), ранее не судим. 

Банчу дружил с неким Каргашовым, который хвастался ему, что тесно связан с Андреем Шолоховым, заместителем начальника наркополиции. Согласно информации, полученной мной от жителей г. Сургута во время бесед 14 августа, Шолохов имеет крайне негативную репутацию. Каргашов заключил с Банчу договор субаренды СТО, которую арендовал Банчу. Однако арендной платы Банчу Каргашов не платил в течение 5 лет, ссылаясь на убыточность СТО и отсутствие денег. В связи с этим у Каргашова перед Банчу образовалась задолженность в размере 600 тыс. руб. При этом за указанное время Каргашов приобрел 3 квартиры и 2 дорогостоящие автомашины. 

В 2016 году Банчу попал в аварию, был признан потерпевшим по ст. 264 УК РФ. На обоих ногах ему были установлены протезы-импланты. Так как ему требовались деньги на лечение, он обратился к Каргашову с требованием о возврате долга. Каргашов передал ему 65 тыс. руб. и пообещал передать оставшуюся сумму в дальнейшем. При этом Каргашов, пользуясь внеслужебными связями с Шолоховым, подал заявление о том, что Банчу в составе группы лиц якобы вымогает у него деньги, подверг его избиению. 

27 февраля 2019 года Банчу вместе с еще несколькими гражданами был задержан в помещении гаража людьми в масках без опознавательных знаков. Банчу при этом был подвергнут изощренным средневековым пыткам. Его голова была помещена в металлические тиски, которые начали сжимать; пытка длилась 15 минут. При этом ему говорили о том, какие давать показания. В частности, он должен был говорить о том, что избил потерпевшего Каргашова и требовал деньги. Пытки продолжались 15–16 часов. Он был отвезен по адресу г. Сургут, ул. Ленинградская, 3, где находится отдел по борьбе с организованной преступностью. 

Вместе с ним были задержаны Григорий Терзи, Андрей Новиков, Рахимбаев Рахмат, 69 лет. Рахимбаеву в гараже в тот же день сломали позвоночник. Рахтимбаева избивали на глазах у Банчу. Рахимбаева поместили под стражу; но, так как не может ходить, ему в июле 2019 года меру пресечения изменили на домашний арест. Так как он не имеет страхового медицинского полиса и является гражданином Таджикистана, его выписали из больницы до окончания курса лечения; на момент посещения, парализованный Рахимбаев проживал на квартире знакомого. Ему в позвоночник была вставлена трубка, в случае удаления которой он умрет. Никакой медпомощи Рахимбаев не получал. Благодаря вмешательству Уполномоченного по правам человека в ХМАО Стребковой Н. В. Рахимбаев был госпитализирован. 

Банчу сообщил о том, что в его присутствии избивали Рахимбаева, Терзина, Новикова и Юларджи. Банчу был привезен на Ленинградскую, д. 3 в багажнике с завязанными глазами. Ему на голову был надет пакет. При этом у него на руках были наручники. Так как он не помещался в багажник, его туда запихивали руками и ногами. Банчу помнит, что в доме 3 на ул. Ленинградская его поместили в плохо освещенный коридор. Сотрудники в масках совали в рот автомат, угрожали, что убьют. И в гараже, и на Ленинградской всеми действиями командовал заместитель начальника ОБНОН Шолохов Андрей.

Следствие в отношении Банчу велось тенденциозно и необъективно по заказному сценарию. Так, оценка наличию между Петром Банчу и «потерпевшим» Каргашовым договора аренды СТО не дана. Вопрос об исполнении обязательств по договору со стороны Каргашова не исследован. Ходатайства защиты о проведении очной ставки между Банчу и «потерпевшим» Каргашовым отклонены. Контакты между «потерпевшим» Каргашовым и А. Шолоховым не исследованы. Следствие ведет следователь СЧ СУ УВД по ХМАО Сырчина Наталья Сергеевна. Считаю, что кто бы ни стоял за нарушением законности по данному делу, она несет персональную ответственность за необъективность и тенденциозность в расследовании дела. 

В результате действий Шолохова и руководимых им лиц Банчу была причинена открытая ЧМТ в виде перелома решетчатой части кости головы справа с осколками. Однако СУ СКР по ХМАО только в июле (!) было возбуждено уголовное дело, но не по ст.ст. 286 и 111 УК РФ, а по ст. 114 УК РФ. Обвинение до настоящего времени никому не предъявлено, хотя виновные очевидны.

В настоящее время Банчу испытывает постоянные головные боли, тошноту, температуру, задержку речи. Его правый глаз не видит. 

При проверке ИВС были выявлены следующие положительные практики: 

- В каждом следственном кабинете висят контакты контрольных и надзорных органов; 
- Во всех камерах имеются телевизоры;
- В 2 камерах являются холодильники 
- В одном из 4 прогулочных дворов установлены ящики с цветами; 
- Столы оборудуются поднимающимися скамейками, что позволяет увеличить свободную площадь камер. 

По итогам посещения рекомендуется: 

1. Прокуратуре округа и СУ СКР по ХМАО организовать отсутствующий в настоящее время с их стороны контроль за обстоятельствами получения лицами, доставленными в СИЗО, телесных повреждений, приступить к масштабной борьбе с пытками, выявить причины и условия, которые до приезда Совета в ХМАО препятствовали борьбе с пытками. 

2. СУ СКР по ХМАО переквалифицировать действия лиц, осуществивших пытки Банчу по ч. 3 ст. 286, ст. 111 УК РФ, избрать меру пресечения, исключающую давление на Банчу и его родственников. 

3. УВД по ХМАО проверить обоснованность квалификации действий Банчу по ст. 163 УК РФ. 

4. СУ СКР по ХМАО возбудить уголовное дело по применению пыток в отношении Рахимбаева и иных лиц, проходящих по делу Банчу. 

5. СУ СКР по ХМАО возбудить уголовное дело по применению пыток в отношении Зейнала Гаджиханова. 

6. УВД по ХМАО-Югра: 

6.1. Вести журнал первичного осмотра по тому же образцу, что и в ИВС г. Нижневартовска. 

6.2. Выдавать хлеб не только на завтрак (в количестве 450 грамм), а при каждом приеме пищи; делать ужин более разнообразным (на ужин жаренная сельдь чередуется с жаренным минтаем).

6.3. В следственных кабинетах сделать столик в зарешеченном уголке. 

6.4. В помещении для душа около вешалок сделать отсекающую перегородку для защиты полотенец и одежд от влаги.

6.5. Кровати верхних ярусов оборудовать подъемными ступенями и барьерами безопасности; не использовать для сна кровати 3 яруса. 

6.6. Улучшить проветривание камер. 

6.7. Выдавать тапочки лицам, которым их не передают родные. 

7. УВД по ХМАО и Сургутскому городскому суду предоставить свидания: 

- Д., дело которого находится в производстве Сургутского городского суда, - с родителями; 

- Ч., 1986 г.р., дело находится СУ УВД Сургута, - с матерью, 70 лет. Впредь не допускать немотивированный отказ в предоставлении свиданий. 

8. Изменить меру пресечения К.

Оригина