Журналист Боб Вудворд, редактор Washington Post, в России был известен выпущенной в конце 80-х книгой «Признание шефа разведки» — рассказ бывшего директора ЦРУ. Другие его работы не были переведены на русский, но в целом были не менее известны, особенно книги про Уотергейтский скандал (который, собственно, Вудворд своим расследованием и создал) и агента ФБР «Глубокая глотка».

В результате Уотергейта, как, наверно, большинству известно, президент Ричард Никсон был вынужден подать в отставку. Вудворд с коллегами раскрыл факт прослушки разговоров представителей конкурирующей партии в отеле «Уотергейт». По этому делу снят фильм «Вся президентская рать» с Дастином Хофманном и Робертом Рэдфордом, на мой вкус он мог бы быть интереснее.

Вудворд написал не так давно книгу «Войны Обамы», и вот теперь «Страх. Трамп в Белом доме». Она основана на анонимных интервью с теми, кто в этот дом был вхож. На обложке написано «Бестселлер Amazon и New York Times», но, вероятно, многие не читали, так как она стоит адские 600р. даже в Йошкар-Оле, где в целом цены на книги в сравнении с другими регионами щадящие.

И так, каким предстает Трамп из этих рассказов, в порядке интенсивности описаний той или иной черты.

  1. Глупый. Президент не слушает советников, которые вроде как назначены на свои должности, потому что хорошо разбираются в определенном вопросе. Если Трамп убежден в правильности своего решения, он не слушает аргументов. Как если бы люди раз за разом говорили ему, что их доходы едва покрывают прожиточный минимум, а он бы отвечал, что этого не может быть, потому что цифры говорят обратное. Он предпринял несколько попыток разорвать соглашение CORUS с Южной Кореей. По этому соглашению Штаты разместили на территории ЮК свои противоракетные комплексы и содержали там несколько тысяч солдат и инструкторов для обслуживания этих комплексов. Они были нужны, потому что сосед Ким Чен Ын объявил о наличии у него ядерной бомбы, способной достигнуть любого крупного города США за 38 минут. Альтернативная база ПВО у Штатов находится в Аляске. Она способна вычислить запущенную из Северной Кореи ракету за 15 минут, а ПВО, расположенные в Южной Корее, могут сделать это всего за 7 секунд. Но Трампу было плевать на это — в нем заговорил бизнесмен.
     
  2. Самолюбивый и упрямый. Он хотел закрыть CORUS, потому что, по его мнению, на Южную Корею тратилось впустую слишком много денег, а они ничего не давали взамен. Трамп считает это лишними расходами, как и расходы на многие другие соглашения. Он обвинял европейские страны в том, что они вносят недостаточно денег на оборону в рамках соглашений НАТО, и хотел заставить их вносить больше. Странное поведение. Хороший президент, вроде нашего, простил бы все долги за поклон, и дело с концом.
    Также Трамп призывал выйти из различных торговых союзов типа NAFTA. Он долгое время боролся за сокращение торгового дефицита Америки, ориентируясь на единственного советника по фамилии Наварро, который разделял это мнение. Все остальные сотрудники Белого дома многократно и аргументировано утверждали, что глобализация и свободная торговля всех со всеми — это то, что делает США богаче и успешнее, тогда как сокращение торгового дефицита при помощи разрыва торговых отношений приведет к кризису. В итоге общими усилиями аппарат смог изгнать Наварро, который несколько зазнался и стал ходить в кабинет президента без предварительного согласования.
     
  3. Лжец. Книга заканчивается словами не автора, а одного из ее героев, но обращенными к президенту: «Вы — конченый лжец». Речь шла о деле по обвинению России во вмешательстве в выборы. У ФБР не было практически ничего, кроме одной встречи близкого к Трампу человека с российским консулом. Расследование шло долго, и в итоге прокурор Миллер решил взять Трампа на даче ложных показаний, для чего просил личный допрос, несмотря на то, что ему предоставили всю информацию в документах. Трамп был готов беседовать с прокурором; адвокаты отговаривали, потому что были уверены, что он наплетет какой-нибудь чуши и ему пришьют ложные показания. Этим саспенсом почему-то книга заканчивается.

«В главном выводе доклада генпрокурор Барр формально против истины не погрешил: комиссия Мюллера не нашла достаточных доказательств связей команды Трампа с Россией (тут имеет значение едва ли не все, даже лигвистический анализ: слово collision — «столкновение интересов» заметно отличается от conspiracy — «преступный заговор, скоординированные действия»). Команда Мюллера не предъявила обвинений, потому что не смогла убедительно и однозначно доказать именно «заговор»» — пишет в апреле 2019-го «Новая газета» о докладе Мюллера.  

Противники Трампа будут использовать это на следующих выборах, но импичмента не будет.

4. Забывчивый. На это уповали сотрудники Белого дома, желая предотвратить нежелательные решения. Трамп хотел не только закрыть CORUS и NAFTA, но также давить на Саудовскую Аравию, вывести все войска из Афганистана (в котором Минобороны и АНБ боялись появления террористического центра) и построить знаменитую Стену на границе с Мексикой. Это касалось не только Мексики.

5. Расист. Трамп старался как мог защищать ку-клукс-клан после побоища в Шарлоттсвилле. Ультраправые провели факельное шествие против решения властей снести статую генерала Роберта Ли. «12 августа машина намеренно въехала в толпу демонстрантов, выступавших против ультраправых, один человек погиб и еще 19 пострадали. За рулем автомобиля находился 20-летний Джеймс Филдс, он задержан, ему предъявлено обвинение в умышленном убийстве. Филдс, судя по всему, является ультраправым», — пишет Илья Варламов.

Трамп тогда сглаживал углы и не выступал прямо против расизма, а призывал к прекращению насилия «с обеих сторон».

Так называемая «стена», ограничение миграции, представляло собой отмену закона, введенного Обамой, по которому иммигранты могли привозить с собой родственников, в результате чего Белый дом стал опасаться чрезмерного наплыва мигрантов. В сентябре 2017-го Трамп ужесточал условия для мигрантов, в июне 2018-го — смягчал. Смягчать что-либо Трамп может только под сильным давлением, в первую очередь СМИ.

6. TV-маньяк. В свободное время Трамп, если не играет в гольф, то смотрит новости и общественно-политические ток-шоу, после чего ругается на них и пишет какой-то ответ в Twitter. Удивительно с точки зрения российской традиции. У нас, напротив, у президента нет ни Интернета, ни телевизора, ни радио (судя по его информированности), зато его избиратели проводят все свободное время у телевизора.

7. Бешеный Twitter. У нас есть «Бешеный принтер» — Госдума, а в Белом доме — Трамп. Битва аппарата с его незапланированными и не обсужденными заранее твитами длилась постоянно и безуспешно. В Twitter он мог необдуманно назвать Кима «маленьким ракетчиком» и затем продолжать стебаться над ним, или предложить бывшему члену своего консультативного совета, директору фармакомпании, «заняться снижением раздутых цен на свои лекарства». Список безумных с точки зрения занимаемого поста твитов далеко не полный. А сам факт того, что президент лично ведет свой Twitter, даже если это президент Китс-энд-Невиса, удивляет. Пытаюсь представить себе, как Дмитрий Медведев лично пишет посты в Facebook. Не получается. Легче представить, будто он знает, как использовать потенциал своей миллионной фотокамеры.

8. Не признающий ошибок. По большому счету Трамп не приносил искренних извинений за свой старый разговор о том, что он может трогать женщин в любых местах, потому что он популярен. Он как мог пытался не опровергать своей поддержки нацистов по Шарлоттсвиллю, хотя из-за этого случая его администрацию покинули сразу несколько человек, таких, как тот производитель лекарств с завышенными ценами.

9. Не ценящий сотрудников. Человеку, который руководил его предвыборной кампанией, в день увольнения он сказал, что позволит самому сделать заявление. Но как только они попрощались, тут же написал в Twitter, что на его должность назначен другой человек, спасибо за вашу службу.

10. Не друг Путина, друг Си. Трамп пытался убедить всех своих помощников в том, что Си Цзиньпинь — его друг, на основании того, что они хорошо общались. Возможно, Трампу было непривычно думать о том, что оппонент может просто проявлять вежливость. Сотрудники его аппарата безуспешно пытались убедить президента, что Китай — самый опасный конкурент, и через несколько лет китайская экономика превзойдет американскую. Трамп только повторял, что Си против него ничего дурного не сделает, потому что они друзья.


Как-то так. Ничего, в общем-то, хорошего Вудворд не сказал о Трампе. Сам президент отказался давать интервью для книги. Не хочется думать, что автор затаил обиду на такое неуважение...

Возможно, ему немного не хватило мастерства в общении с респондентом. В таком случае, стоит приехать в Россию и попытаться взять пятиминутный комментарий у губернатора любого региона. Когда это получится, тогда уже можно пытаться выходить на президента США.