Протоиерей Евгений Смирнов, благочинный Слободского округа Вятской Епархии, выступил с соответствующей статьей "Нельзя привыкать к неправде" в городском издании "Ты в центре". Он обосновал необходимость переименования улиц Ленина, Свердлова и Володарского тем, что указанные исторические деятели на языке современного законодательства являлись "террористами и государственными преступниками", возложил на них вину за гибель миллионов людей в гражданскую войну и от "организованного голода", охарактеризовал как "палачей русского народа", с поразительной жестокостью попиравших все нравственные принципы. Но, кажется, уважаемый батюшка несколько попутал реалии с риторикой 90-х, что была нашпигована штампами либеральной антисоветской пропаганды. 

За четверть века после распада Советского Союза были переименованы сотни населенных пунктов и бесчисленное количество улиц. Однако многие ли из тех граждан, кто проживает сегодня в этих городах и на этих улицах, убеждены, что жить они стали лучше и духовно богаче? Может быть, в Слободском в сравнении с советской эпохой заметен серьезный прогресс? Или, наоборот, осталась лишь жалкая часть от действовавших тогда предприятий, ощущается крайний дефицит рабочих мест, в городском бюджете не хватает средств на решение даже наиболее насущных проблем, а молодежь стремится уехать куда подальше в поисках лучшей доли? 

На первый взгляд, разумно обращение к исторической справедливости, мол, когда-то наши предки назвали улицу Христорождественской или Екатерининской. Только давайте поднимем фотографии вековой давности и посмотрим, как улицы и их жители выглядели. Чтобы осознать, что за советский период городской ландшафт кардинально изменил свой облик: появились современные здания, многоэтажные дома, построены школы, больницы, люди на снимках советской поры предстают гораздо более радостными и счастливыми. А что выдающегося построено за последнюю четверть века, что заслонило достижения Советов? Вообще что построено? И не подождать ли нам как раз обещанных бассейна, нового здания гимназии, массовой жилищной застройки, чтобы согласиться с тем, что новое время переменами заслужило свои собственные названия? 

Кроме того, хватит пичкать паству новой мифологией. Период революции, становления советской власти, конечно, был одним из самых страшных в отечественной истории. Но представлять борцов за социалистическое будущее необузданными монстрами все-таки не стоит. В годы Первой мировой войны, развязанной империалистическими державами Европы, включая русский царизм, людей погибло больше, чем за все войны человечества в течение тысячи лет до этого. И Ленин, Свердлов, Володарский принадлежали к политической силе, одной из немногих выступавших за изменение мирового порядка, что зиждется на кровавых бойнях. Увы, им это не удалось. Впереди будет развязанная капиталистами (в форме немецкого нацизма, итальянского фашизма, японского милитаризма) чудовищная Вторая мировая война. Да и в наши дни на Земле идет около 40 военных конфликтов, за которыми стоят отнюдь не социалисты. 

"Языком современного законодательства" к террористам, вероятно, можно причислить всех вождей угнетенных на протяжении всей истории человечества - и Спартака, и Уота Тайлера, и Разина с Пугачевым. Но возлагать вину за жестокие конфликты только на одну сторону, забывая, что было причиной народных выступлений, - вот в чем "нельзя привыкать к неправде". В гражданскую войну за Лениным и Свердловым пошли многие миллионы крестьян и рабочих, и мне представляется излишним напоминать почему - лучше обратиться к произведениям Толстого, Короленко, Горького, Энгельгардта, Глеба Успенского и других наших классиков. 

... Закончить свое полемическое выступление хочу цитатой из статьи великого русского поэта Александра Блока "Интеллигенция и революция": "Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью.
Все так.
Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности; а все, однако, замалчивают.
Я не сомневаюсь ни в чьем личном благородстве, ни в чьей личной скорби; но ведь за прошлое - отвечаем мы? Мы - звенья единой цепи. Или на нас не лежат грехи отцов? - Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать „лучшие“.»

Оригинал