Поскольку я знаком с несколькими политологами (настоящими), а вновь созданная в Марий Эл организация бросает чрезвычайно жирную тень на эту профессию, имею душевный порыв разобрать на цитаты опус, опубликованный Клубом.
Как пишут исследователи А. Ю. Сунгуров и М. Е. Карягин, процесс создания «Российского общества политологов» инициировали деканы факультетов политологии МГУ и СПбГУ. Новое профессиональное сообщество планировалось как «зонтичная организация», которая должна была преодолеть сегментированность отечественной политологии, интегрировать всех российских политических ученых и их «небольшие ассоциации, как РАПН и иные»
Википедия.
Звучит неплохо. Тем не менее на сайте организации 19 июля появился материал о создании региональной ячейки организации в Марий Эл. Оказывается, у нас есть целое экспертное сообщество, и оно заявляет о себе... перепечаткой статьи с «Медиапотока». Экспертно.
Поскольку на «7х7» в области политики в основном мелькают дилетантские мнения типа Пирогова, Абдуллина и Строкина, интересно было почитать, как работают настоящие мастера, входящие в Российское общество политологов.
Начинаем читать.
- Выслушав председателя Центризбиркома РМЭ Ирину Татаринову, понимаешь, насколько масштабные нас ждут выборы: 8 сентября этого года в республике пройдут сразу 125 избирательных кампаний, 542 тысячи избирателей выберут 52 депутатов Госсобрания, а также 1358 муниципальных депутатов.
Хорошо, что нашли время выслушать Ирину Татаринову. Если бы она не пришла, экспертам пришлось бы читать эту статистику на официальном сайте ЦИК Марий Эл. А так все из первых уст.
Что значит фраза «масштабные выборы»? Позиций много, да, но республика их, мягко говоря, не покрывает. Поэтому практически все партии объявили клич, что принимают в качестве кандидатов любого желающего. Некоторые даже попытались пробиться с судимостью. То есть на выборные должности претендуют люди, которые сами не задумались бы об этом, если бы их не притащили в эту кампанию за руку. Судя по активности партий, не все из них в курсе, что будут какие-то выборы. По слухам, региональные отделения парламентских партий получили на эту кампанию копейки. Проверим по активности в последний месяц.
— Многочисленные избиркомы проводят огромную подготовительную работу. Учитывается, например, и то, насколько доступны для людей избирательные участки, — для людей старшего возраста, для маломобильных граждан, беременных женщин.
Это замечательно, что избирательные участки у нас доступны для всех. Я почти уверен, что каждый офис налоговой инспекции по всей стране тоже оборудован пандусами, отвечающими всем требованиям. Это не поликлиника и не здание правительства (в которое и полностью здоровому человеку попасть очень тяжело). Голосовать и платить должны все. Остальное опционально.
— На эти выборы выдвинули свои списки кандидатов 10 избирательных объединений — и это не только парламентские партии, имеющие представительство в Госдуме РФ, но и небольшие политические силы, «малые партии», которые также пытаются предложить свою повестку.
Коллегия политологов, по крайней мере, судя по этому материалу, не считает нужным употреблять такие термины, как «партия-спойлер» и вообще иметь их в виду. Хотя на этих выборах встречаются такие «избирательные объединения», по названиям которых кажется, что они созданы ради шутки. Сложно представить хоть одного человека, который осознанно проголосует за политическую партию «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными». По такому принципу можно всю политическую программу вписать в название. С другой стороны, возможно, идея в том, что они займут больше места в бюллетене и будут более заметны.
— Как отметили участники стола, в ходе кампании сформировалась уважительная атмосфера между партиями и кандидатами.
Здесь имеется в виду, что никто никого не критикует. Петров-Чоткар говорит: давайте все договариваться и работать вместе. Дмитрий Фролов говорит: давайте все объединимся под флагом Партии Роста. Другие подобные высказывания сейчас не вспомню, помню только, что призывы работать совместно и клятвы в том, что «мы не оппозиция, ни в коем случае!», успели набить оскомину. Чуть не каждый второй с невероятно серьезным и важным лицом заявляет о том, как важно действовать сообща (как, например, Сергей Казанков во время губернаторских выборов 2017. Мы все помним массу добрых дел, свершенных совместными усилиями Евстифеева и КПРФ).
На мой взгляд, это слоновья чушь. В политике ценны именно столкновение взглядов и конфронтация идей, а не та «совместная работа», которая сейчас проводится всей республикой, только не под флагом «Роста», а под флагом «Единой России». Когда все политики действуют сообща, это называется КПСС. Для чего, в таком случае, России многопартийная система? Однако обществу политологов виднее.
Риторика кооперации используется партиями, скорее всего, не случайно, а с учетом того, что ослабленное, безвольное общество при любых альтернативах предпочитает соглашательство конкуренции. Соответственно, проголосует за лидеров с аналогичной позицией.
Эдуард Александров из Марийского национального конгресса отметил, что «Для нашей многонациональной республики особенно важно и то, что участники выборов не пытаются спекулировать на вопросах национальной принадлежности или разыгрывать „национальную карту“». Судя по формулировке, это как бы плюс.
Да, для нашей многонациональной республики действительно важно, что не нашлось ни одного смелого человека, поднявшего бы в кампании национальный вопрос, в котором поговорить очень даже есть о чем. Я это знаю, потому что бываю на конференциях «Марий Ушем». Люди негодуют, милорд. Но никто из политиков «не пытается разыграть национальную карту». Что ж, это говорит только о том, что они очень плохие политики.
Следом идет такое предложение:
— Выборы — это дуэль мнений, противоборство идеологий. С системными политическими силами ситуация понятная — там есть идеология, ценности, сформировавшееся мировоззрение.
Хороший переход после восхищения беззубостью в национальном вопросе. Но ок. Перейдем к «системным политическим силам», прости господи, со сформировавшимся мировоззрением. В очередной раз неправда. Возьмем КПРФ: общая идеология партии и действия видных ее представителей, например,Валерия Рашкина или Алексея Куринного, — это совсем не одно и то же. Декларируемые ценности ЛДПР и ценности лично Владимира Жириновского — не одно и то же. Члены ЛДПР, как правило, не настроены так же воинственно, как вождь. Их отличает большая сдержанность и временами даже продуманные инициативы. Разве что в «Справедливой России» линия выдержана более-менее ровно. У «Единой России» вообще никакого мировоззрения нет, они просто тратят деньги на то, чтобы поместить свой логотип в каждом дворе и детском саду.
— Сейчас ни у одной из оппозиционных партий не наблюдается целостной, продуманной идеологической платформы. Особо не утруждая себя поиском смыслов, они просто выступают «за все хорошее против всего плохого».
Снова ложь. «Рост» выступает в первую очередь за свободный рынок, поддержку предпринимательства. Аграрная партия логично поддерживает аграриев, для того и создана. «Справедливая Россия» особое внимание уделяет вопросам ЖКХ и соцподдержки. партия «Зеленые» - приоритет виден из названия. КПРФ упирает на лучшую долю для своего электората — пенсионного и предпенсионного возраста: социальные гарантии и льготы в первую очередь. ЛДПР нацелена на более активную работу с молодежью, вовлечение ее в политический и социальный процесс. По региональной политике в Марий Эл специализируется на вопросах дорог, образования, инфраструктуры села. «За перемены» (не партия), представленная, по большому счету, только Андреем Смышляевым, активнее всего борется за прозрачность в сфере ЖКХ и сокращение раздутого госаппарата. Это и есть смыслы. «Целостная платформа» партии и не нужна. Партия создается, чтобы продвигать интересы определенного круга людей. Он может быть и довольно узким: только малое и среднее предпринимательство, только аграрии, только пенсионеры. Ничего предосудительного. Напротив, политическая партия, выступающая за благо для всего народа, - субстанция абсолютно бессмысленная. Счастья всем, и пусть никто не уйдет обиженным. Но это же конская чушь, мир так не устроен. Всегда кто-то уйдет обиженным, а смысл партий — стараться сделать так, чтобы обиженным был чужой избиратель, а не твой.
Валентин Севастьянов сказал: «А на конкретный вопрос о том, какие точки роста они видят в экономике, те отвечают: „Э… Я иду в депутаты всем помогать“».
Это верно, многие так и идут. Во-первых, потому, что не знакомы с работой депутата. Ознакомиться с ней весьма сложно. Вы можете посмотреть прямую трансляцию сессии Госсобрания на сайте, но это не работа депутатов, а уже подведение ее итогов с заранее известным результатом. Вся работа и дискуссии проходят в комитетах, если вообще проходят. Возможно, они там просто выпивают. Мы этого не узнаем, так как доступ в комитеты хрен получишь. Поэтому тем, кто пройдет впервые, придется учиться по ходу дела.
Что касается депутатов «Единой России», ради агитации которой и задумано все это мероприятие, их депутаты никогда не скажут «я иду всем помогать». Они вам вообще ничего не скажут. Пытался договориться на интервью с Екатериной Вахитовой - этот вопрос даже не обсуждается. Пришлось отправлять официальный запрос на бланке с печатью.
— Зато общим местом у новорожденных партий становится критиковать постулат, которым позиционируется партия «Единая Россия» — партия реальных дел. Но жизнь показывает год от года, что это все же именно так, за эту партию говорят дела.
Вряд ли нужно комментировать этот пассаж. Более интересно, но и вместе с тем печально, очередное проявление дремучей провинциальности Марий Эл. Если в Москве все кандидаты с легкостью сбросили знамя «Единой России», как только оно перестало быть полезным, то у нас по-прежнему предпринимаются попытки поднять то, что поднять уже нельзя. Это я про рейтинги партии, а не про аэропорт.
— Впрочем, эксперты уверены, что наш избиратель мудр и сумеет прорваться сквозь этот белый шум. А опытные и системные игроки на выборах, в первую очередь «Единая Россия», достойно ведут избирательную кампанию, демонстрируя уверенность в своих силах, и не обращают внимание на нападки со стороны оппозиционных участников предвыборного процесса.
Начали хотя бы с небольшой ширмой, прикрываясь обсуждением «идей и смыслов», а закончили самой примитивной агиткой. Люди, на которых рассчитаны подобные заявления, не дочитывают до конца текст такого размера. Да и вдвое меньшего — вряд ли. Данный кусок оды прочтут только те, у кого она вызовет в лучшем случае смех.
— Как отметил модератор дискуссии Сергей Дружинин, важно, что «Круглый стол политических аналитиков» не ангажирован никакой политической силе, он находится «над схваткой». Это площадка не для политических заявлений и оценок, а для объективного и независимого политического анализа.
Собственно, мы видели глубину этого анализа и размах неангажированности. На этом заявлении статья заканчивается. Дальше идет мелким шрифтом ссылка на источник, с которого эта статья перепечатана.
Сайт Российского общества политологов выглядит неплохо, и на первый взгляд может показаться, что это достойная организация. Но до сих пор новость от 19 июля о создании клуба экспертов в Марий Эл находится вверху и занимает половину экрана. Организация, учредительный съезд которой прошел в 2013 году в МГУ им. Ломоносова, по-видимому, абсолютно не переживает за свое реноме, если держит в топе больше недели материал, который иначе как набором агитационных бредней назвать нельзя. Ни слова правды, ни толики анализа, да и вранье протухшее: мы слышали его уже в нескольких выборных кампаниях. Если бы я был политологом, я бы направил претензию о дискредитации в адрес этой конторки.
В целом, навязчивое желание плодить различные союзы и объединения по всем возможным признакам — один из самых унылых общественных трендов России последних лет. Все эти попытки пустых туловищ создать за счет количества и юридической формы авторитет над живыми личностями, имеющими мнение и профессиональные навыки, вызывает тошноту не меньшую, чем вигиланты. И суть та же. Не выходи в интернет, не совершай ошибку.